- Добрый день! Продолжим разговор о спряжении глаголов и правописании суффиксов причастий и деепричастий. Уже понятно, насколько непростой является эта тема.
- Да, сколько "ловушек" обнаружили.
- О чем мы еще не поговорили?
- О суффиксах причастий настоящего времени. Хотя понятно и так, что в суффиксах -УЩ-/-ЮЩ- - -АЩ-/-ЯЩ- пишется такая же гласная, как в окончаниях глаголов 3 лица множественного числа: 1 спряжение - у или ю, 2 спряжение - а или я, а в суффиксах - ЕМ-/-ОМ- - -ИМ- - как в глаголах в остальных формах: 1 спряжение - е или о (после твердых согласных), 2 спряжение - и.
- Хорошо. Но есть исключение ДВИЖИМЫЙ и слова, которые вызывают затруднение в восстановлении инфинитива производящего глагола.
- Думаю, теперь мы все уже учли.
-К сожалению, дети также допускают ошибки из-за невнимательности. Посмотри задание. На что можно не обратить внимания?
- Слова в скобках.
- Да. Ученик знает, что увидеться - глагол 2 спряжения, но если не обратит внимания на слово "друзья", то может написать "увидится" вместо "увидятся".
Такая же путаница может возникнуть и в написании гласных в суффиксах причастий настоящего времени, если, определив спряжение, ученик вставляет любую букву: е или у/ю, и или а/я. Иногда ошибку допускают дети, если не задумываются, что нужно писать: у или ю, а или я.
- Я насчитал 9 "ловушек"в этом задании. Если что-то не учесть, можно допустить ошибку. А еще нужно знать все исключения, запомнить некоторые глаголы.
- Вот поэтому только каждый третий выпускник получает балл за выполнение этого задания. Предлагаю тебе составить схему, таблицу или алгоритм, который поможет тебе и ребятам легко найти все "ловушки" задания.
- Я уже составил, только нужно дополнить сегодняшним материалом.
- Да, он тоже очень важен.
- В схеме я отразил все моменты, которые нужно учесть, слова и правила, которые нужно выучить.
Изучите все материалы этого задания. Думаю, тех, кто выполнит его правильно, в следующем году станет больше.