Найти тему
дневник ролевика

Фехтование вслепую: малоизвестные методики английских мастеров

Помните, как в "Звездных войнах" юного Люка Скайуокера учили световым мечом отражать удары (слабенькие импульсы, посылаемые летающим шариком) вслепую, с завязанными глазами? Думаете, это все фантастика? Ага, как бы не так )))

Я тоже так думал. И каково же было мое удивление, когда в знаменитой книге Альфреда Хаттона "Холодное оружие Европы: приемы великих мастеров фехтования" я обнаружил вот это:

"Слепые уроки для защиты при фехтовании на рапире или на мече:

Сущность этих уроков заключается в том, что ученик является как бы слепым и все свои парирования производит только подчиняясь инстинкту, поскольку его глаза закрыты. В результате этих упражнений чувствительность в руках развивается до такой степени, что ученик с помощью нервных окончаний чувствует почти так же, как если бы его руки являлись естественным продолжением лезвия; ощущение от контакта с рапирой мастера было таким же, как будто к оружию был подсоединен легкий магнит; и поэтому, когда это чувство магнетизма исчезает, ученик знает, что пришло время делать парирование или ряд парирований, которые предварительно были ему объяснены.
Как только его рука становилась достаточно ловкой при формировании парирований, его следовало научить выбору момента, необходимого, чтобы увернуться от ответного удара, при этом он находит противостоящее лезвие только с помощью расширения руки, так сказать, без выпада."
А. Хаттон

Проще говоря, смысл - в том, что изначально мечи ученика и мастера находятся в соединении. Ученик чувствует давление клинка на клинок, глаза его закрыты или завязаны. Как только давление исчезает - он сразу же выполняет известное парирование против известного ему - заранее - удара.

Хаттон дает пять серий упражнений по такой методике. Первое - простые парирования с переходом из позиции "quarte" в "sixte":

"Исходная позиция в "quarte". Сосредоточьтесь. Закройте глаза.
Я отхожу, переведите вашу руку в позицию "sixte"; вы нашли меня.
Закройте себя в позиции "sixte"; я расцепляюсь, переведите вашу руку в позицию "quarte"; вы нашли меня.
Эти простые движения должны повторяться до тех пор, пока рука ученика не будет автоматически переходить из позиции "quarte" в "sixte" и из "sixte" в "quarte", каждый раз находя лезвие.

Упомянутые позиции - классические для европейской рапиры, они перешли "по наследству" и в современное спортивное фехтование. "Кварта", то есть четвертая, это вот:

-2

"Сиксте", или шестая, - вот:

-3

Разница - в положении правой руки относительно корпуса.

Далее Хаттон дает более сложные упражнения. Вторая "слепая" серия упражнений, например, называется "Простое парирование после ложной атаки и захват клинка следующим простым парированием", третья - "Простые обманные парирования и захват клинка в его центре", и т.п.

Смысл всех этих упражнений - в том, чтобы ученик отвыкал думать, и на самые простые, стандартные атаки реагировал автоматически. Чтобы он мог выполнить серию защит только на рефлексах, безо всякого участия разума.

Хаттон упоминает, что данную методику - "фехтования вслепую" - он придумал не сам. Его научил этому некий лондонский мастер фехтования, имени которого Хаттон не называет, уточняя лишь, что тот был известной личностью. Но этот оставшийся безымянным фехтмейстер "никогда не излагал своих методик письменно".

Вот и думай теперь, что за мастер Йода заседал в Лондоне викторианской эпохи...)