После своего обращения к сподвижникам, которое произошло после утренней молитвы, имам Хусейн (мир ему) начал организовывать линию обороны.
Зухайра бин Кайна он поставил руководить правым крылом, Хабиба бин Мазахира – левым, а знамя вручил своему брату Аббасу. Оставшихся своих домочадцев он собрал рядом с собой в центре.
Пока имам проводил подготовку своего войска к битве, армия Омара бин Са'да стала готовиться к атаке.
Имам Хусейн (мир ему), увидев эту картину, поднял ладони и обратился за помощью к Всевышнему Хаку: «О Аллах! Я ищу прибежища у тебя от всякой скорби и горя, Ты – моя надежда от всякой трудности и тягот и ты – моя защита от любого несчастья. Сколько есть горя и печали, которые приводят к слабости сердец, которые закрывают пути спасения, которые ведут к потере друзей и радуют врагов. Я потерял надежду в других и направился к Тебе, я жалуюсь Тебе». (Ибн Асир, аль-Камиль, т. 3, с. 287; Ибн Асакир, с. 211)
Положение армии под командованием Омара бин Са'да было следующим: «Все считали, что, пролив кровь Хусейна (мир ему), они приблизятся к Аллаху». (Бихару'л Анвар, т. 44, с. 298)
(После ухода Посланника Аллаха (С) прошло всего лишь 50 лет. Однако отход от линии Корана и Сунны достиг таких масштабов, что спустя короткое время уважаемого человека, которого Пророк (С) называл «мой сын», убьет община, которая при этом надеялась на довольство Аллаха.
Со временем люди привыкли к тому устройству Ислама, который стал меняться вместе с событиями в тени Сакифы. Люди между собой стали говорит, что «халиф делает так-то, это правильно». Имам Хусейн (мир ему), для того чтобы исполнить возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, выбрал мученическую смерть, которая оказалась единственным способом, чтобы привлечь внимание людей к неправильному устройству. Он пролил свою кровь и отдал свою жизнь, чтобы поправить сбившихся с пути Корана и Сунны. )
Пока обе стороны находились в последних приготовлениях, имам Хусейн (мир ему) вновь обратился с наставлением к нависшей над ним орде.
Он отдалился от своих шатров и приблизился к вражескому войску. Он верхом обратился к ним со следующим предупреждением: «О люди! Послушайте меня. Не спешите начинать битву, пока не выслушаете мои наставления и советы и не узнаете причину, почему я пришел в эти земли.
Если вы примете мои доводы, подтвердите мои слова и отнесетесь ко мне милосердно, то обретете путь счастья, и не останется никакого повода для войны со мной.
Если же вы не примете мои доводы, то для того, чтобы ваши поступки не стали причиной для скорби и горя, соберитесь вместе со своими товарищами, обдумайте и примите свое решение по отношению ко мне. И тогда не давайте мне передышки. Несомненно, мой помощник – Аллах, ниспославший Коран. И Он является помощником для благочестивых рабов».( См. с некоторыми изменениями в Мактал-и Харазми, т.1, с. 253; Иршад-и Муфид, с. 234)
После этого имам Хусейн (мир ему) произнес хвалу Аллаху и слова благословения в адрес Посланника Аллаха (С). Он продолжил:
«Теперь изучите мой род и узнайте, кто я? Разве я не сын преемника Пророка (С), первого человека, который подтвердил истинность того, что Посланник Аллаха (С) принес от Аллаха, сын первого верующего, сын Али (мир ему)?
Разве не мой дядя Хамза является предводителем мучеников за веру? Разве вы не слышали, что Посланник Аллаха (С) сказал обо мне и моем брате: «Эти двое – предводители молодежи в раю»?
Спросите у Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари, Абу Саида аль-Худри, Сахля бин Са'д ас-Саиди, Зада бин Аркама и Анаса бин Малика. Они расскажут вам, что эти слова Посланника Аллаха (С) были обо мне и моем брате. Вам этого недостаточно, чтобы удержаться от кровопролития?»
Затем имам Хусейн (мир ему) сказал им следующее:
«Если вы сомневаетесь в этом, то вы сомневаетесь в том, что я сын дочери достопочтенного Пророка (С)? Клянусь Аллахом, ни на востоке, ни на западе, ни среди вас, ни среди других общин нет сына дочери Пророка (С), помимо меня.
Позор вам! Я убил кого-то из вас, что вы в ответ хотите убить меня? Или же я посягнул на имущество кого-то из вас? Или же я ранил кого-то из вас, и вы в отместку хотите пролить мою кровь?»
Все хранили молчание. Затем он обратился с такими словами:
«Эй, Шабас бин Риб'и! Эй, Хаджджар бин Абджар! Эй, Кайс бин Аш'ас! Эй, Йазид бин Харис! Разве не вы были из тех, кто писал мне: «Плоды созрели, все стало зеленым вокруг. Приди к нам, и ты возглавишь армию, которая тебя ждет?»
Кайс бин Аш'ас ответил: «Мы не понимаем, о чем ты говоришь. Но прими покровительство сына твоего дяди».
Хусейн (мир ему) сказал ему так: «Нет, клянусь Аллахом, я не унижусь и не подам вам руку, и не сбегу, как раб».
Затем он продолжил: «О рабы Аллаха! Несмотря на то что вы бросили меня, я ищу прибежища у моего и вашего Создателя. Я ищу прибежища у моего и вашего Создателя от угнетателей, которые не верят в Судный день и притворяются великими!» ( аль-Иршад, т. 2, с. 98)
В некоторых трудах в связи с этой речью приводится и следующая глава:
«О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, будьте осмотрительны в отношении этого мира. Если бы весь мир остался бы одному человеку или бы какой-то из людей остался бы там навечно, то пророки более достойны пребывать вечно, их воздержанность (рийазат) более предпочтительна и такое отношение они заслуживают больше других.
Всевышний Аллах создал этот мир бренным. Новое устаревает, дары исчезают, радость темнеет (превращается в скорбь и горечь), этот мир – это неровная стоянка и временный дом. Таким образом, собирайте пропитание для следующего мира, самое лучшее пропитание – это воздержанность. Бойтесь Аллаха, обретете спасение.
О люди! Всевышний Аллах сделал этот мир временным и тленным домом, состояния обитателей которого меняется. Обманывается тот, кто обманулся этим миром, несчастен тот, кто привязался к нему. В таком случае берегитесь, пусть вас не обманет этот мир.
Подобно тому, как тот, кто вверил себя этому миру, потеряет надежду, то надежды того, кто возжелал этот мира, окажутся тщетными. Я вижу, что вы собрались ради одного дела. Этим делом вы разгневали Аллаха. Аллах же отвернулся от вас своей милостью и сделал обязательными для вас мучения.
Как прекрасен наш Создатель. Какие вы прекрасные рабы. Вы приняли и последовали приказу Аллаха и уверовали в Его посланника Мухаммада (С). Но затем вы напали с целью убить на его внуков и Ахли Бейт.
Сатана вас окружил и взял в свои объятия. Таким образом он заставил вас забыть поминание Всевышнего Аллаха. Пусть Аллах уничтожит вас и то, что вы желаете. Мы пришли от Аллаха и несомненно вернемся к нему». Затем имам (мир ему) сказал так: «Они те, кто после того, как уверовал, стали неверующим. Это народ угнетателей. Пусть Аллах отдалит от них свою милость». (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 253)
СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ
Имам Хусейн (мир ему) не испугался на собранной против него армии, не отказался от своего решения поднять восстание.
Однако он испытывал большой страх перед Аллахом и осознавал, что ему предстоит отчет перед Всевышним. Он чувствовал, что должен наставить войско, которое собралось убить его и близких. В день Ашуры он многократно предостерегал воинов, несмотря на их намерение совершить великий грех и напасть на него.
После того как армия подготовилась к битве, имам Хусейн (мир ему) обратился со второй проповедью. Прежде чем произнести ее он потребовал замолчать вражеское войско и выслушать его. Однако это ему не удалось. В это время он сказал следующее:
«Позор вам! Почему вы не замолчите и не послушаете меня? Между тем я призываю вас к истинному пути. Кто последует за мной, тот из тех, кто обрел истинный путь. Кто же восстал против меня, тот погиб. Все вы противитесь моему приказу и не слушаете мои слова.
Да, Аллах Всевышний запечатал ваши сердца из-за полученных запретных подарков и запретной пищи, которой вы заполнили свои желудки. Позор вам, вы не умеете молчать и слушать?»
После этих слов воины стали друг друга осуждать словами: «Почему вы не замолчите и не выслушаете?» Установилась тишина, и имам Хусейн (мир ему) продолжил говорить:
«О община! Пусть Аллах вас уничтожит, наполнит ваши сердца скорбью! Когда вы были в растерянности, то вы с большим желанием позвали нас на помощь. Мы ответили согласием и быстро направились к вам с помощью. (Однако вы) против нас обнажили мечи, вы направили на нас пламя огня смуты, который разожгли наши общие враги.
Вы выступили против своих друзей и стали защитой для врагов, которые не распространяли справедливость (которые не назначили ни одного из людей ради вашей пользы) и от которых вы не можете ожидать ничего, кроме запретного из земного имущества и жизни в унижении, к которой вы устремились.
Немного успокойтесь. Горе вам! Вы покинули нас, посчитав презренными, даже не дождавшись, чтобы что-то произошло и не увидев ни одной нашей ошибки.
Когда наши мечи были в ножнах, сердца пребывали в покое, а дела были в порядке, вы, подобно саранче, быстро накинулись на нас и, подобно мухам, осели на наших головах.
Да почернеют ваши лица! Несомненно, вы – идолы (тагут) этой общины, вы – самая последняя грязь толпы нечестивцев, которые отказались от Корана, вы – слизь Сатаны. Вы те, кто бежит на помощь тем, кто исказил Книгу, кто потушил Сунну, кто убил детей Пророка (С), кто прервал род преемников, кто примкнул к роду прелюбодеев, кто обижал верующих и кто был предводителем, усмехающимся и разрывающим Коран.
Сейчас вы доверились Ибн Харбу (сыну Муавии Йазиду) и его последователям и не помогаете нам. Клянусь Аллахом, вашими самыми явными качествами являются отказ в помощи и мошенничество; ваши жилы и корни взросли на этой основе, ваши суставы и тела стали наследством для них. Ваши сердца закрепились на этой порицаемой привычке, ваши сердца наполнились этими качествами.
Вы подобны испорченному плоду, который стал прекрасным яством для того, кто силой отобрал его, или же плоду, который застрял в горле охранника сада.
Пусть падет проклятие Аллаха на тех, кто заключил договор и сделал поручителем Аллаха, а затем нарушил договор! Клянусь Аллахом, вы – те люди. Знайте, что прелюбодей, сын прелюбодея (Убайдуллах ибн Зийад), оставил нас между двух вещей – мечом и унижением. Унижение же далеко от нас...
Ни Аллах, ни Его Пророк, ни верующие не могут принять этого, ни пречистые матери, ни обладатели прекрасных душ не считают подобающим подчинение ничтожным людям и не предпочтут они убийство благородных из людей.
Знайте, что мой довод завершен и я выполнил свою обязанность и предупредил вас. Несмотря на то, что моя семья уменьшилась и что мне не помогают мои помощники, я продолжу идти к своей цели».
В это время имам (мир ему) прочел следующие стихи:
«Если мы победим врага, то они проиграли еще раньше.
Но если мы будем побеждены, то поистине побеждены не мы.
Мы не знаем, что такое трусость, однако с нами случилась череда событий,
Государство перешло в руки других.
Скажи тем, кто хочет надсмехаться над нами, придите в себя. Потому что тому, чему подверглись мы, подвергнутся и они.
Подобно тому, как смерть проведет через дверь верблюда одного, несомненно проведет и других через эту дверь».
Затем имам (мир ему) сказал так:
«Знайте, клянусь Аллахом, после этой битвы вы промежуток времени, равный моменту оседлания наездником верхового животного, будете радоваться (достигнете желаемого).
Между тем подобно тому, как крутится мельница, эти события закружат вас и подобно колебанию оси повозки вас охватит, и вы будете подвергнуты этому. И это завещание было передано моим отцом Али (мир ему) от моего деда Посланника Аллаха (С)».
И имам Хусейн (мир ему) поднял руки к небу и произнес следующее проклятие армии Омара бин Са'да:
«О Аллах! Не дай им ни капли дождя! Пошли им годы, подобные годам Йусуфа (тяжелые и с засухой). Пошли на них юношу сакифийца (Мухтар или Хаджджадж), чтобы он накормил их досыта (чтобы они захлебнулись в крови) болью (унижением) и пусть он никого из них не оставит без наказания. Пусть убьет тех, кто убивал, пусть разрубит тех, кто рубил.
Пусть Он отомстит за Ахли Бейт и любящих их!
Ибо они нас отвергли (не оказали помощь против наших врагов). О Аллах! Ты наш Воспитатель, мы уповаем на Тебя. Несомненно наше возвращение к Тебе». (Мактал-и Харазми, т. 2, с. 7-8)
В этих условиях, когда в любой момент могла разразиться битва, своим проповедями он завершил свою миссию. Последнее, что он сказал армии Омара бин Са'да, были слова: «Я ищу прибежище от угнетателей у моего и вашего Создателя». (И’ламу’л Вера, т. 1, с. 459)
Эта последняя проповедь имама Хусейна (мир ему) и содержащиеся в ней предостережения очень важны для понимания того, во имя какой правды он сам и его сподвижники решили пожертвовать свои жизни и отстоять истину и что из себя представляли силы заблуждения и зла, которые им противостояли.
Проф. доктор Хайдар Баш
Источник: "Имам Хусейн" Хайдар Баш