14,1K подписчиков

Бесконечно предсерийный: испанский танк «Трубиа»

481 прочитал
Иллюстрации взяты из открытых источников
Иллюстрации взяты из открытых источников

Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо. Танки предполагалось строить серийно и в пулеметном, и в пушечном вариантах. Машина получила определение как «быстроходный танк пехоты», и официальное обозначение: Модель «Трубиа» Серия А.

Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо.-2
Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо.-3

Поначалу планировалось выпускать его в двух вариантах – пулеметном и пушечном. Пушку рассчитывали использовать собственного производства, калибра 40 мм, с дальностью стрельбы 2.060 м и начальной скоростью снаряда 294 м/с. Однако пушку ходовая часть «Трубии» так и «не потянула»; в результате танк был изготовлен с тремя 7-мм пулеметами Гочкис.

«Трубиа» внешне несколько походил на французский танк «Рено» FT-17 времен Первой мировой войны, служивший в 20-е годы образцом для многих танкостроителей. Однако «испанец» имел целый ряд «национальных» отличий. Так, коническая башня у него была двухъярусной, с независимым вращением каждого яруса. В каждом ярусе стояло по пулемету; они крепились в шаровых установках, что позволяло менять сектора обстрела без поворота самой башни. Третий пулемет устанавливался в носовой части танка; кроме того, имелись еще две стрелковые амбразуры по бортам.

Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо.-4

Носовая часть корпуса (в отличие от «Рено») выступала за гусеницы, поэтому танкостроители оснастили ее узким катком для преодоления вертикальных препятствий. Сзади на «Трубиа» стоял традиционный для первых танков «хвост», на который машина опиралась при преодолении окопов. Ходовая часть была полностью забронирована и закрывалась надгусеничными полками со скосами. Гусеница имела весьма оригинальную конструкцию. Внутренняя часть траков скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака охватывала эту бронировку снаружи! Таким образом, ходовая часть танка была хорошо защищена от попадания в нее пуль и осколков снарядов, а также от грязи и камней. Однако отсутствие подрессоривания делало ее ненадежной. Не было на траках гусениц и развитых грунтозацепов, что ухудшало проходимость танка.

Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо.-5
Первый экземпляр «Трубиа» на ходовых испытаниях, после которых  на носовой части и появился каток для преодоления препятствий
Первый экземпляр «Трубиа» на ходовых испытаниях, после которых на носовой части и появился каток для преодоления препятствий

Но самым необычным и самым капризным элементом испанского танка был стробоскоп, установленный на крыше башни для наблюдения за полем боя. Этот прибор представлял собой два цилиндра, вставлявшиеся один в другой; причем внутренний был неподвижен, а внешний вращался с большой скоростью. Поверхность внешнего цилиндра покрывали вертикальные щели шириной меньше диаметра пули, тогда как на внутреннем имелись смотровые окна, закрытые пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр начинал быстро вращаться, возникал стробоскопический эффект, и окружающая наблюдателя бронировка как будто «таяла». Стробоскопы обеспечивали обзор на 360°, но требовали хорошей освещенности и специального привода, который на танках часто выходил из строя. На этот случай предусмотрели специальные смотровые лючки на башне танка, которые можно было одновременно использовать для стрельбы из личного оружия. Поверх стробоскопа сделали броневой колпак, служивший для вентиляции.

Первый танк собственной разработки был построен в Испании в 1928 году. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо.-7

Вот эта перегруженность танка «Трубиа» необычными для танкостроения, крайне капризными и ненадежными элементами и сказалась на его судьбе. Именно эти постоянно отказывавшие агрегаты привели к тому, что за 8 лет с постройки первого танка и до начала в Испании гражданской войны серийное производство «Трубиа» так и не было налажено. К июню 1936 года испанцы изготовили всего 3 машины, которые являлись лишь прототипами так и не появившейся серии. Все они находились в распоряжении пехотного полка «Милан» в Овиедо, где проходили ставшие уже бесконечными полевые испытания.

Во время гражданской войны все танки «Трубиа» применялись в боях: например, при обороне Овиедо, и у Эстремадуры. Причем выяснилось, что для боев в городских условиях их пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. Однако при наличии в строю всего трех машин говорить о каком-то реальном значении этих танков для той войны не приходится: с таким же успехом испанцы могли бы их и вовсе не иметь.

Танк «Трубиа» (прототип №2) во время обороны Овиедо, 1936 г.
Танк «Трубиа» (прототип №2) во время обороны Овиедо, 1936 г.

Литература:

Mazarrasa J. Blindados en Ispana. Quiron Idiciones, 1991.

Perez A. Los medios blindados. Af Editores, 2007.

Шпаковский В., Шпаковская С. Бронетехника гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. Спб., М.: Полигон, АСТ, 1999.

Бронеавтомобили Вермахта

Бронеавтомобили РККА

2МВ: немецкие Панцерваффе. Легкие танки.

2МВ: германские средние танки и САУ начала войны (1939-1941 гг.)

2МВ: бронетехника Великобритании. Легкие и пехотные танки

2МВ: бронетехника Великобритании. Крейсерские танки и САУ

2МВ: бронетанковые войска Польши в 1939 г.