Найти в Дзене
Читая Библию

Откуда Иоанн взял понятие Слова, Которое стало плотью?

«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Иоан.1:1-3) Иногда, можно услышать такое мнение, что Евангелист Иоанн под Словом понимает логос Платона, в толковании Филона Александрийского, современника Иисуса и Иоанна, жившего в Александрии, ставившего своей целью объединить греческую философию и Библию. На самом деле, это очень далеко о истины и это утверждают люди, не знакомые с древнееврейской традицией. Дело в том, что, примерно, с 5-го по 2-ой век до рождества Христова, делался пересказ Ветхого Завета на арамейский язык, который называется таргумы. Были таргум Онкелоса, таргум Йонатана, таргум Иерушалми. Таргум, это не перевод, как например, синодальный перевод, но это свободный пересказ текста. И, вот, в таргумах очень часто когда говорится о Боге или об Ангеле Господнем (теофания), то переводчики переводили эти слова арамейским словом Мемра (מיאמר = слово

«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Иоан.1:1-3)

Иногда, можно услышать такое мнение, что Евангелист Иоанн под Словом понимает логос Платона, в толковании Филона Александрийского, современника Иисуса и Иоанна, жившего в Александрии, ставившего своей целью объединить греческую философию и Библию. На самом деле, это очень далеко о истины и это утверждают люди, не знакомые с древнееврейской традицией. Дело в том, что, примерно, с 5-го по 2-ой век до рождества Христова, делался пересказ Ветхого Завета на арамейский язык, который называется таргумы. Были таргум Онкелоса, таргум Йонатана, таргум Иерушалми. Таргум, это не перевод, как например, синодальный перевод, но это свободный пересказ текста. И, вот, в таргумах очень часто когда говорится о Боге или об Ангеле Господнем (теофания), то переводчики переводили эти слова арамейским словом Мемра (מיאמר = слово, происходит от корня אמר (амар) говорить). Например:

Быт.1:27. Таргум Иерушалми (или Палестинский Таргум): «И Memra (Слово) Господа создал человека».

Быт.22:8. Таргум Иерушалми называет Ангела, явившегося Аврааму на горе Мориа в момент жертвоприношения Исаака, «Memra (Слово) Господа».

Быт.28:20. Таргум Онкелоса, обет Иакова: «Если Memra (Слово) Господа будет со мной…тогда будет Memra (Слово) Господа моим Богом».

Быт.16:13. Таргум Иерушалми. Агарь называет Ангела Господня (הוהי ךאלמ) «Memra (Слово) Господа».

Втор.33:27. Таргум Онкелоса объясняет высказывание «Прибежище твое – Бог древний, и ты под мышцами вечными» так: «Эти мышцы - Memra (Слово), чрез которого мир был сотворен».

И таких мест в тагрумах очень много, поэтому очевидно откуда взял Иоанн идею Слова, будучи по происхождению евреем, живущим в Иудеи и постоянно слышавший с детства таргум в синагогах.