Всем привет!
В Советском Союзе часто выпускались настоящие легенды автопрома, среди которых, конечно же, множество грузовиков. Некоторые из них, как наш сегодняшний герой ЗИЛ-157, продержались на конвейере более 30 лет, и изредка встречаются даже сегодня.
Но обо всем по порядку.
Грузовик создавался на основе модели ЗиС-151, который в свою очередь впитал в себя многие элементы от американского Studebaker, и по характеристикам уже не подходил для нужд стремительно развивающихся вооруженных сил СССР.
Создатели существенно доработали конструкцию нового автомобиля. И пусть в ЗИЛ-157 еще угадываются черты 151го, например, похожая кабина, но в большинстве своем наш герой не похож на предшественника. В первую очередь изменилась рама, а на колесах появились новые широкие шины, в которых, кстати, можно было регулировать давление прямо из кабины. Тогда это было новшеством.
В кабине же все так, как и полагается военному грузовику: необходимый минимум приборов, руль без гидроусилителя, рычаг 5-ступенчатой коробки передач, а из удобств только воздуходувка и небольшой бардачок.
Под капотом же первое время был установлен двигатель объемом 5,56 л и мощностью 104 л.с., однако в 1978 г. грузовик модернизировался, в результате чего мощность мотора повысилась до 110 лошадок. Хотя что до модернизации, что после нее ЗИЛ-157 спокойно тащил в кузове 2,5 т, и это только по бездорожью. По асфальту грузовик мог перевозить и 4,5 т.
ЗИЛ-157 пошел в серию в 1958 г. и, что интересно, показал себя на выставке в Брюсселе, где произвел сильное впечатление. В результате грузовик стал в немалом количестве отправляться на капиталистический Запад.
В Советском Союзе же наш герой полюбился в первую очередь военным, которые оценили надежность, мощь и многофункциональность этого грузовика. Помимо обычных открытых кузовов, на ЗИЛ-157 устанавливали кунги:
А иногда и знаменитые БМ-13 «Катюши»:
Кроме того, ЗИЛ-157 был способен буксировать прицеп массой до 3,6 т:
Для гражданки же на базе ЗИЛ-157 изготавливали пожарные автомобили:
И эти же грузовики иногда мелькали в советских фильмах:
ЗИЛ-157 быстро зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый автомобиль, способный таскать на себе самое разное оборудование и перевозить различные виды грузов. Но самое интересное, что грузовик впитал в себя множество народных прозвищ: «Захар», «Колун», «Бабай», «Крокодил» и многие другие.
Еще одна важная деталь. В Москве на заводе им. Лихачева 157й выпускался до 1978 г., после чего его производство перенесли в г. Новоуральск. Модель, выпускавшаяся после этого переноса, стала обозначаться ЗИЛ-157КД. Внешне она практически не отличалась от раннего «колуна»:
Эти машины еще в 80х гг. не сдавали свои позиции. Они побывали в Афганистане и даже участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Последние так и остались гнить в зоне отчуждения:
Но хочется показать более приятную сторону жизни модели. Выпуск ЗИЛ-157 закончился в 1991 г., но их продолжали использовать в сельском хозяйстве:
Прошло 30 лет со дня прекращения производства «колунов», но даже сегодня эти машины встречаются в российской глубинке. Одного из таких мне удалось найти:
Есть другие экземпляры, которым повезло больше – они стоят в качестве памятников:
Ну а самые везучие машины – те, что сохранились в музеях. Среди таких машин наиболее известен московский экспонат:
ЗИЛ-157 – одно из самых легендарных детищ советского автопрома. Благодаря высоким техническим характеристикам она славно проработала более чем полвека, и сегодня, если постараться, можно увидеть немалочисленные сохранившиеся экземпляры этой машины.
Остались ли такие грузовики в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!