Из каждого репродуктора нынче вещают о новых ФГОС (государственных стандартах); о том, что педагоги должны: сформировать, воспитать, развить; чему научить и многое другое. Сегодня предлагаю поговорить о том, что есть экологическое воспитание; кому, и, главное, для чего оно надо.
С каждым годом проблем в отношениях человека и природы становится всё больше. И виновник этого – сам человек. Именно он старательно рубит сук, на котором сидит. Планета не вечна. Нам-то ещё хватит, нашим детям – возможно, тоже. А вот внукам, правнукам - уже большой вопрос. Именно поэтому стоит начать меняться самим и воспитывать нам своих детей в любви к природе. Бережное отношение к ней начинается с мелочей.
Вот пример. В июне в гимназии работал школьный лагерь. Ежедневно педагоги воспитывали, развивали, развлекали отряды учеников на каникулах. Куда бы я ни вела детей (гулять, на концерт и проч.), по пути они обязательно общипывали листья с кустов и деревьев, топтали жуков, муравьёв, гусениц, пытались поймать бабочек, срывали и тут же бросали цветы. Во дворе нашей гимназии растут шикарные голубые ели. В это время года на каждой ветке появляются молодые нежные побеги. Они ещё не колючие, очень мягкие. Этим побегам тоже ежедневно доставалось от наших школьников.
И ведь каждый из ребят в своей жизни наверняка слышал много раз о том, что растения и животные – живые организмы, что для забавы или по привычке нельзя их губить. На уроках окружающего мира целые блоки есть о защите природы, о глобальных экологических проблемах, о том, как каждый из нас, и дети в том числе, могут помочь природе уже сейчас, не усугублять все существующие проблемы. В масштабах загрязнения атмосферы (или других сфер) сорванный листок, конечно, мелочь. Но… я считаю, что именно с этого и должно начинаться экологическое воспитание, формироваться базовое чувство любви к природе и бережного к ней отношения.
Вся смена у нас проходила в итоге под девизом «Не навреди природе!». Вместе с ребятами разработали свод экоправил: не губи ради забавы растения и животных; используй энергосберегающие лампочки, выключай свет, газ, воду; пользуйся матерчатыми сумками вместо полиэтиленовых пакетов для покупок; не выбрасывай батарейки; после отдыха на природе убирай мусор и мн. другие.
Конечно, дети не могут меняться по щелчку пальцев. Но если напоминать им о многих важных вещах чаще, если родителям организовывать семейный быт по правилу «Не навреди миру вокруг», если каждый учитель не будет ограничиваться только уроком окружающего мира для воспитания важных личностных качеств учеников, если почаще будем организовывать с детьми исследовательские проекты на экологические темы – то всё обязательно изменится! Наши дети - наше будущее. А их будущее во многом зависит от того, какой они сохранят нашу планету.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, обсуждайте тему в комментариях.