Господа, возвращаемся постепенно к первобытно-общинному строю. Пару тысяч лет назад сапожник шел на базар и выменивал обувь на зерно, которое ему было нужно, чтобы испечь хлеб. Вот и в 2021 году мы пришли примерно к тому. Не "мы" в плане россияне, а "мы" — люди планеты Земля.
Бразильское подразделение Тойоты объявило о программе, в рамках которой местные фермеры смогут покупать машины за зерно. Напрямую, без продажи зерна на рынке и получения "зеленых" за него. Прям взять пшеницу, сдать дилеру и уехать домой на новеньком Хайлюксе. Звучит почти идеально, но если хотя бы немного задуматься, сразу возникает куча вопросов к такой схеме покупки авто...
Начнем с того, что люди последние тысяч пять лет используют деньги в качестве универсального средства обмена, и в целом это было достаточно удобно. Кто бы что ни говорил, а товарно-денежные отношения — это основа нормального функционирования нашего общества, просто потому что это устраивает всех. Сапожнику больше не нужно идти на базар и ждать там пахаря, готового обменять свое зерно на сапоги. Можно просто продать обувь за деньги, и потом обменять их на что угодно: хоть на глиняную посуду, хоть на зерно, хоть на двенадцатый айфон.
Такая система всех устраивала ровно до того, момента как появилась система Тойота Бартер. Она так и называется, название я не придумал. Я могу понять основную цель, которую преследуют маркетологи компании — показать свою лояльность к людям, работающим на земле, и таким образом "набрать очков" в глазах бразильцев, а то и всего мирового сообщества. Но, согласитесь, неудобств при таком бартере возникает как-то слишком много.
Во-первых, непонятно, как фермер будет возить все зерно, бобы или кукурузу в дилерский центр. Если нужно просто привезти и горкой положить зерно около входа, то другие посетители вряд ли это оценят. Да и привезти такое количество пшеницы будет весьма непросто. Не поленился и подсчитал, сколько нужно тонн пшеницы, чтобы забрать из салона новенький Хайлакс.
Хайлакс в хорошей комплектации сейчас продают примерно за три с половиной миллиона рублей. Тонна пшеницы стоит немногим меньше трехсот долларов. То есть за машину придется отгрузить 162 тонны зерна! Не думаю, что у каждого фермера найдется свободный Белаз, готовый отвезти партию зерна в ближайший дилерский центр Тойоты. Да и 162 тонны — это отнюдь не маленькая горка, которая рядом с дилерским центром будет смотреться немного странно.
И во-вторых, самому дилеру Тойоты такой обмен будет вряд ли выгоден. Три с половиной миллиона рублей (ну, или двести пятьдесят тысяч бразильских реалов) всегда можно куда-то пристроить, а что делать с полутора сотнями тонн пшеницы? Нужно ее куда-то продать, потому что вряд ли найдется еще один такой странноватый предприниматель, желающий обменять свою продукцию по бартеру на пшеницу.
Так что в качестве рекламного хода предложение может и интересное, но крайне тяжело реализуемое на практике. Было бы здорово, если бы бразильские фермеры повезли толпами сейчас зерно в дилерские центры Тойоты, но что-то в это верится слабо.
Как думаете, сработает программа у Тойоты? И зачем вообще вся эта система, на что нацелена?