Найти тему
Сергей Курий

Как Сара Брайтман стала «ангелом музыки»? История мюзикла «Призрак оперы»

В 1980-х годах имя Эндрю Ллойда Уэббера в рекламе не нуждалось. За его плечами уже была блестящая рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» (1970), мюзикл «Эвита» о жене аргентинского диктатора - Эве Перон (1976) и мюзикл «Кошки» (1980) по мотивам стихов Т.С. Элиота. Казалось бы большего достичь и нельзя. Но композитора ждал еще один из мощнейших прорывов. Имя ему «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera).

Ангел музыки

А н д р е и Ф и р м э н:
Хочет вновь певица
В нашу труппу влиться,
А хористку — вон!
С ней спит ее патрон.
Рауль и эта мисс
В дуэт любви сплелись.
(здесь и далее пер. А. Бутузова)

Причина, которая заставила Уэббера воплотить на сцене историю изуродованного музыкального гения, влюбленного в молодую неизвестную певицу, была более чем личной. Всё началось тогда, когда прославленный композитор встретил на жизненном пути юную Сару Брайтман.

-2

В 1980 г. Сара впервые попадает в мир Уэббера, играя в постановке «Кошек» второстепенную роль одной из кисок. Когда же в 1982 году она с большим успехом выступает в чужом мюзикле «Соловей», Уэббер неожиданно замечает, какая очаровательная и талантливая певица была у него под самым носом. Высокое сопрано и приятная внешность оказались той гремучей смесью, которая заставила немолодого уже композитора безоглядно влюбиться в Сару.

-3

И Сара, и Эндрю на то время были несвободны. Поэтому, когда композитор захотел, чтобы Сара исполнила на, проводимом им, фестивале в Сидмонтоне его песню «Married Man» — «Женатый мужчина», друзья резонно отговорили его от этого рискованного поступка. Впоследствии мелодия «Женатого мужчины» превратиться в одну из самых знаменитых песен «Призрака…» — арию «Музыка в ночи»:

«Обостряет ночь все ощущенья…
Пробуждает мрак воображенье…
Чувства незаметно
Отменят все запреты.
Ночь предстанет тихо, неизбежно.
Отнесись к ней трепетно и нежно!
Мысли утаи
От дневного света и
От холодной и бесчувственной свечи
И слушай эту музыку в ночи!..»

Но скандальные сплетни не прекратились и после того, как любовники расторгли свои браки и поженились в марте 1984 г. Большинство «стрел», безусловно, были направлены на Сару — мол, охмурила маститого композитора, чтобы стать знаменитой, он ее везде проталкивает, а голос у нее не ахти и т.д., и т.п.
Уэбберу было всё равно, и он действительно изо всех сил старался создать для голоса Сары нечто особенное. И идея подвернулась как бы сама.

Литературный первоисточник

Кроме Сары источником вдохновения для композитора стала книга французского писателя Гастона Леру, выпущенная аж в 1910 году и неоднократно экранизированная.

-4

В 1984 году на этот же сюжет Кен Хилл решил поставить спектакль, в котором бы использовалась музыка классических композиторов, а главную роль играла Сара Брайтман. К Хиллу тут же подкатил Уэббер с предложением стать сопродюсером и дополнить спектакль своей музыкой. Постепенно Хиллу стало ясно, что сопродюсер тянет одеяло в свою сторону, а Уэбберу — что Хилл ему, в общем-то, и не нужен.

Идеями поставить своего «Призрака» Эндрю поделился с продюсером Кемероном Макинтошем (который до этого продюсировал «Кошек»). Тот вспоминал, что как раз принимал ванну, когда позвонил Уэббер и, что даже предложи ему композитор «патентованное средство от тараканов», он бы всё равно ответил «Да».

Первоначально Уэббер и Макинтош хотели сохранить первоначальную идею — построить мюзикл на разных классических оперных ариях с небольшим вкраплением собственного материала. И даже объявили в превью 1984 г., что «мюзикл «ПО» будет включать в себя как уже существующую, так и оригинальную музыку».

-5

Однако, в конце года они встретили режиссера Джима Шармана, который в свое время ставил в Лондоне «Иисуса Христа Суперзвезду». Уэббер предложил Шарману стать режиссером «ПО», а тот в свою очередь посоветовал композитору не «брать чужое», а лучше перечитать книгу и набросать собственный сюжет и собственную партитуру.

Уэббер очень долго не мог найти книжку Леру, а когда случайно обнаружил подержанный экземпляр в нью-йоркской букинистической лавке, счел это даром свыше. Самого Гастона Леру на роман вдохновило посещение нижних уровней здания Парижской Гранд-оперы, где царил полумрак лабиринта подвалов и коридоров, а сквозь решетки в полу виднелось черное подземное озеро.

Кадр из клипа 1986 года.
Кадр из клипа 1986 года.

Именно в подземелье Гранд-оперы Гастон Леру поселил своего героя — гениального музыканта и архитектора Эрика. Рожденный с уродством, Эрик с детства выступал в паноптикумах, был шутом при дворе персидского шаха и участвовал в строительстве Гранд-оперы. Отразился в книге и реальный случай 1896 г., когда в зал упал один из противовесов люстры.

Основываясь на книге, Уэббер пытался превратить этот полудетективный сюжет в высокую романтическую историю, где любовь и искусство были бы нераздельны. В 1985 г. сюжет и первая версия мюзикла были написаны Уэббером в Австралии.

В поисках либретто и Призрака

Поначалу либретто будущего мюзикла сочинил Ричард Стилгоу. Однако со временем оно показалось Уэбберу слишком юмористичным и недостаточно романтичным. В итоге окончательный выбор пал на малоизвестного 24-летнего Чарлза Харта. Правда, по словам самого Харта, в его окончательном варианте текста осталось кое-что и от Стилгоу — 20% лирики и многие названия арий.

Если с претенденткой на роль главной героини - Кристины Даэ - всё было ясно, то найти Призрака оказалось сложнее…

Ещё в 1985 году наброски арий Призрака пел Колм Уилкинсон (до этого он уже участвовал в мюзикле Уэббера «Эвита»). Но так, как контракта с ним всё так и не заключали, он решил уйти в мюзикл «Отверженные» (роль Призрака он всё-таки сыграл спустя время на представлениях в Торонто).
После Уилкинсона на эту роль вроде бы утвердили поп-певца Стива Харли (возможно, кто-то помнит его группу COCKNEY REBEL, популярную в 1970-е годы). Мало того — с его участием сняли замечательный клип с самой знаменитой арией «The Phantom of the Opera», где героиня Сара Брайтман проходит сквозь зеркало и плывет к Призраку по подземному озеру.

К р и с т и н:
В мечтах являлся ты
И пел во сне…
Из мрака голос твой
Воззвал ко мне…
Так что ж я — снова сплю?
Мне все ясней,
Как будто Призрак Оперы внутри
Души моей…
П р и з р а к:
Прошу, еще раз спой
Со мной дуэт!
И власти над тобой
Сильнее нет!
Ты, хоть глядишь назад,
Покорна ей.
Как будто Призрак Оперы внутри
Души твоей…
К р и с т и н:
На всех наводишь страх
Своим лицом.
Я стану маскою…
П р и з р а к:
Я — го-ло-сом…
О б а:
Мой ( твой ) дух и голос твой ( мой )
Вдвоем сильней,
Как будто Призрак Оперы внутри
Души твоей ( моей )
Г о л о с а з а с ц е н о й:
Он там во мраке, Призрак Оперы…
Он так опасен, Призрак Оперы…
П р и з р а к:
Секрет фантазии,
Герой мечты
Сливаются в одно…
К р и с т и н:
Всё это ты…
О б а:
Мы мчимся в лабиринт,
Где ночь темней.
Как будто Призрак Оперы внутри
Души твоей ( моей )…
П р и з р а к:
Ангел Музыки, спой мне!
К р и с т и н:
Он там во мраке, Призрак Оперы…

Клип вышел в начале 1986 года и служил своеобразной рекламой предстоящего мюзикла. Это хорошо видно из того, что некоторые детали в нем выглядят иначе, нежели в окончательном вариантом. Например, люстра успешно срывается прямо на возлюбленного Кристины — Рауля. То же и с маской Призрака. Надо сказать, что в Сидмонтоне Уилкинсон пел партии Призрака в маске, полностью закрывающей лицо (как и положено по книге). Петь в такой маске, как понимаете, было крайне не комфортно и Мария Бьорнсон сменяет ее полумаской — сначала закрывающей верхнюю часть лица (как в клипе), а потом закрывающей его правую часть. За последний вариант она отчаянно билась с постановщиком Хэлом Принсом (тому казалось, что такая маска открывает зрителям слишком много) и не ошиблась — эта полумаска стала настоящим символом «ПО».

-7

Вернемся к роли Призрака. Каково же было удивление Стива Харли, когда спустя время, не объясняя причин, ему выплатили 20 тыс. фунтов отступных и сказали «Адьо»! Оказалось, что за спиной певца композитор продолжал поиски более подходящих певцов. И однажды, забирая жену от учителя по вокалу, он услышал, как поет другой его ученик. Это был очень эмоциональный и потусторонний голос — такой, какой и должен быть у Призрака. Обладателем этого голоса оказался актер Майкл Кроуфорд.

Сообщение о том, что Кроуфорд будет петь Призрака, многие восприняли с иронией, ведь он был известен прежде всего, как… комедийный актер. Сомневались и в его певческих талантах. Зная о предвзятом отношении, Майкл потратил все силы, чтобы доказать, что он хорош в любом амплуа. Тем более, что окончательного утверждения на роль он ждал почти год, потеряв уже всякую надежду.

Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман.
Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман.

Роль возлюбленного Кристины — Рауля — без долгих поисков отдали Стиву Бартону (певшему в венской постановке «Кошек»), и работа над мюзиклом закипела в полную силу.

Стив Бартон и Сара Брайтман.
Стив Бартон и Сара Брайтман.

Премьера

Подготовка проходила в накаленной и нервозной атмосфере. Музыканты боялись люстры, которая слишком быстро опускалась, чуть не задевая их. Над Сарой Брайтман продолжали издеваться в прессе. Между ней и Уэббером начали вспыхивать прилюдные ссоры. А сам композитор как-то чуть не выбросил всю свою партитуру, решив, что она неудачна.

Зато Майкл Кроуфорд проявил потрясающую дисциплинированность и работоспособность. Он приходил раньше всех, чтобы разогреть голос, а иногда и оставался ночевать в театре. Также он разработал особую выразительную пластику рук (так необходимую для персонажа, скрытого маской), в глаза вставлял линзы разного цвета — синюю и белую (от чего плохо видел и к сцене его подводили за руки), а на ноги надевал ботинки с тугой высокой шнуровкой (чтобы придать походке Призрака болезненную напряженность).

К официальной премьере мюзикла — 9 октября 1986 г. — страсти еще больше накалились, ведь в театре Ее Величества должна была присутствовать королевская семья и сама принцесса Диана. Дублерша Сары Брайтман — Клэр Мур — позже откровенно говорила, что в тот день заплатила бы деньги за то, чтобы Сара упала с лестницы.

Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер знакомятся с королевой Елизаветой, 1984 год.
Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер знакомятся с королевой Елизаветой, 1984 год.

Но премьера прошла на удивление гладко. Правда, актеры целых 20 секунд стояли за кулисами, слушая полную тишину в зале… Зато потом их приветствовала 20-минутная стоячая овация. Выйдя на поклон, они обнаружили и причину долгой тишины — многие в зале… рыдали в носовые платки.

Если отношения прессы к Саре Брайтман лишь потеплели, то Майкл Кроуфорд стал настоящей «звездой». Все отмечали, какого сложного и эмоционально богатого монстра он сыграл, а некоторые даже восклицали: «Кто бы мог подумать, что у него есть голос! И какой!».

«ПО» стал не только масштабным представлением с множеством спецэффектов, но и невиданным прежде органическим сочетанием мюзикла и оперы. Желающих посмотреть это пиршество музыки и театра было так много, что об отдыхе после премьеры не могло быть и речи. Непрерывная череда постановок в итоге начала сказываться на здоровье актеров — прежде всего, исполнителей главных ролей.

Так в декабре 1986 г. у Сары Брайтман нашли язву, и ей пришлось ложиться на операцию. Призрак — Майкл Кроуфорд — держался из последних сил. Не желая прерывать шоу, он нажил себе к апрелю 1987 г. профессиональное заболевание певцов — диафрагмальную грыжу. Это всплыло во время одного из представлений, когда Сара неожиданно заметила, что у ее партнера из уголка рта течет струйка крови. Это было уже внутреннее кровотечение, и стойкого Призрака таки увезли в больницу.

-11

Его тут же заменил Стив Бартон (игравший обычно роль Рауля). Но в тот же день, изображая исчезновение Призрака во время сцены Маскарада, он неудачно провалился сквозь люк и повредил коленную чашечку. Другой достойной замены не имелось, а шоу должно было продолжаться.
Тогда отчаянный Майкл Кроуфорд попросил накачать себя обезболивающими и в тот же вечер приехал из больницы в театр. Он с усмешкой вспоминал, что, когда его вели под руки ко входу, одна прохожая брезгливо сказала своей подруге: «Посмотри на этого Кроуфорда. Он же совершенно пьян!».

В 1987 г. запись «ПО» вышла на аудио-дисках и тут же возглавила хит-парад. Это было впервые за всю историю мюзиклов и, конечно же, эта запись побила все предыдущие рекорды дисков с мюзиклами по продажам.

Самый долгоиграющий мюзикл

Следующим закономерным этапом должна была стать постановка на Бродвее. Но тут взъелся Американский профсоюз актеров — под раздачу опять попала Сара Брайтман. Профсоюз требовал, чтобы роль Кристины пела американская актриса. К Бартону, который был американцем, и Кроуфорду, который снимался в американских фильмах и был достаточно известен в США, вопросов не было. На это Эндрю Ллойд Уэббер ответил: не будет Сары — не будет мюзикла, что в общем-то логично, учитывая, что «ПО» во многом был написан именно для Брайтман. Боязнь потерять прибыли победила, и в 1988 г. мюзикл Уэббера покорил и Бродвей.

-12

Сара отпела на Бродвее полгода, после чего отправилась в сольное турне под названием «Музыка Ллойда-Уэббера». Долгое отсутствие вдали от мужа, не могло закончиться ничем хорошим, учитывая, что ссоры между Сарой и Эндрю начались еще во время подготовки «ПО». В итоге Ллойд Уэббер закрутил роман на стороне, а в 1990 г. заявил о расторжении брака со своим «Ангелом музыки». Говорят, Сара этого не ожидала и была шокирована…

Зато вдохновленный их любовью, мюзикл продолжал жить ничуть не снижая обороты. Он был поставлен во многих странах мира и постоянно праздновал, то свое 10-летие (в 1996 г.), то 25-летие (в 2011 г.).

Кстати, на обоих юбилеях появлялась Сара Брайтман, как бы подтверждая, что личные обиды прошлого не должны влиять на творческие отношения. Так, на 10-летии «ПО», где Сара «The Music of The Night», Уэббер аккомпанировал ей на пианино. После он сказал:

«Это была очень тяжелая для меня ночь, в определенной степени. Я очень люблю эту песню и я играл для человека, который вдохновил ее. Я не думал, что мы когда-либо встретимся на одной сцене снова».

Тем не менее, встреча на 25-летии «ПО» в Альберт-холле была еще теплее. Уэббер приветливо обнимался с Сарой и явно не хотел отпускать её от себя.

Майкл Кроуфорд, Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер на 25-летии «Призрака».
Майкл Кроуфорд, Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер на 25-летии «Призрака».
Э. Ллойд Уэббер на 25-летии «ПО» в Альберт-холле:
«Сегодняшний праздник вернул давно забытые переживания. Мы с Сарой работали много раз с тех пор, как были женаты. Я рад, что она снова с нами. И все же самое удивительное для меня – это вновь увидеть Майкла и Сару на одних подмостках. Не думал, что это когда-нибудь случится».

Ниже вы можете увидеть, как Сара Брайтман на этом мероприятии исполнила знаменитую арию аж с четырьмя Призраками - Колмом Уилкинсоном, Джоном Оуэром-Джонсом, Энтони Варлоу и Питером Джобаком (Майкл Кроуфорд в этом не участвовал, благоразумно понимая, что его голос уже не тот, что раньше).

За свою долгую жизнь «ПО» побил немало рекордов. В 2006 г. к ним добавился еще один — «ПО» стал самым долгоиграющим мюзиклом на Бродвее. Забавно, что смещенный с пьедестала «соперник» — «Cats» («Кошки») был детищем того же Уэббера! Не удивительно, что «ПО» оказался и самым кассовым развлекательным событием всех времен, собрав за время существования более 5 млрд. долларов.

Каверы

Понятно, что каверам на знаменитую арию из «ПО» несть числа. Вот лишь несколько...

Nightwish — «The Phantom Of The Opera».

Очень достойное исполнение хеви-метал финкой Тарьей Турунен. Особенно эмоционально песня звучала на живых концертах.

Gerard Butler & Emmy Rossum - The Phantom of the Opera

Версия из фильма, снятого по мюзиклу в 2004 году Джоэлем Шумахером. Главные роли сыграли Эмми Россум и Джералд Батлер. Несмотря на то, что фильм делался с полного одобрения Уэббера (и под его пристальным взором), он получился откровенно скучным, вялым и не изобретательным. Редкий случай, когда кино по этим параметрам сокрушительно проигрывало театральной постановке. Знаменитая сцена прохода Кристины через зеркало и путешествия по подземному озеру выглядит блекло и не эффектно даже на фоне старого клипа 1986 г.

Артем Семенов — Призрак оперы (шоу «Украина имеет талант»)

Очень оригинальный замысел для травести-персонажа. Спето достойно, хотя самой высокой ноты в конце он так и не взял.

Немного о плагиате

Интересно, что знаменитая ария Уэббера неоднократно обвинялась в плагиате.
Например, некто Джон Бретт (John Brett) заявлял, что «Призрак» копирует мелодию его композиции «Farewell Song» 1985 года выпуска. Но адвокат Уэббера опроверг иск, утверждая, что располагает множеством доказательств, подтверждающих, что его клиент написал свою песню за год до г-на Бретта. Уэббер поклялся, что лично руководил демо-записью 1984 года с вокалом Майка Батта и Сары Брайтман.
Обо всём этом я прочёл в прессе, но запись «Farewell Song» найти так и не смог и микса не сделал.

Зато сделал два других микса. В первом использована композиция Рея Реппа «Till You». Этот музыкант заявлял, что Уэббер явно вдохновлялся его песней, когда сочинял мелодию куплета «The Phantom of the Opera». Некое сходство есть, но лично я не уверен, что из-за него стоило судиться (слушать микс).

Роджер Уотерс судиться с Уэббером никогда не собирался, но в интервью не раз заявлял, что запоминающаяся сбивка в проигрыше «Призрака» позаимствована из старенькой композиции PINK FLOYD «Echoes», записанной ещё в 1971 году для альбома «Meddle» (слушать микс).

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

См. также: