Москве повезло. Доукомплектовалась отличными деревнями, поселками, городами и прочими населёнными пунктами. Теперь это все называется «новая Москва».
Уж не знаю, смог бы я когда либо оказаться в Красной Пахре, если однажды, проезжая по Калужскому шоссе, разглядывая попутно многочисленные развязки, активно строящиеся бесчисленные многоэтажные дома, обширные аллеи борщевика, не наткнулся на внушительный памятник Герою войны 1812 года. Но обо всем по порядку.
Сразу скажу, что речь пойдёт не о самом поселении, в которое входит 20 населённых пунктов, названия которых весьма поэтичны: Былово, Подосинки, Романцево, Варварино. Говорить буду о селе. Село старинное - впервые в летописях упоминается в XVI в как деревня Слободка. Ранее эти земли называли Красным селом, и принадлежали они Старо-Симонову монастырю, затем любезно перешедшие царю Ивану IV Грозному. Селом владели Черкасские, Милославские, имеретинский царевич Александр. Только в 1862 году путём историко-географических трансформаций село переименовалось. «Красная» - потому что село Красное было рядом, а «Пахра» - потому что именно на берегу этой довольно извилистой и рыбной реки стояло село.
Название села бросается сразу - «Красная Пахра» большими белыми буквами в красной окантовке аккуратно и празднично выстроены на лужайке, вдоль «калужки». Сразу понимаешь, где сейчас проезжаешь. Особенно хороши эти буквы летом, когда на некоторые из них игриво спадают роскошные ветви широкой берёзы.
Не инсталляцией единой обложка села состоит. Тут же, если пройти по аллее, вымощенной старой плиткой, вдоль аккуратных лавочек, фонарей, мусорных баков можно лицезреть во всей красе шестиметрового Михаила Илларионовича Голинищева-Кутузова, легендарного генерал-фельдмаршала, отлитого в бронзе. Светлейший князь не просто статично стоит здесь, на невысоком постаменте с тематическим орнаментом 1812 года, как зачастую выливается его соотечественник, наш драгоценный вождь мирового пролетариата Владимир Ильич, скульптур изобразил Михаила Илларионовича в динамике. Фельдмаршал изображён в плаще, в грязных сапогах, с подзорной трубой, издалека напоминающая бутылку рома и повязкой на правом глазу. Этой самой трубой, уверенно и в орлиной позе, планировал показать на разложенной на барабане карте, как он будет выбивать французов. В этот самый момент я «лягушатникам» не позавидовал бы. Установка на самом видном месте, пожалуй, одной из главных достопримечательностей в этой местности не случайно.
Красная Пахра во время Отечественной войны 1812 года на короткое время превратилось в эпицентр событий - здесь располагался штаб Кутузова. Именно отсюда был совершён Тарутинский маневр русской армии.
А начиналось все вот так.
После Бородинской битвы Кутузов взял на себя ответственность сдать Москву французам, чтобы сохранить армию. «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Но если будет уничтожена армия, погибнут и Москва, и Россия», — сказал Кутузов генералам на военном совете в Филях. Оставив Москву, Кутузов начал отход - остановился здесь в Красной Пахре. Тем временем казачьи части и корпус Н.Н. Раевского отходили на Рязань, а затем «растворились» в лесах. Этим они ввели в заблуждение французский авангард маршала И. Мюрата, который следовал по пятам за отступавшей армией, и русские оторвались от преследования. Мюрат вторично настиг русскую армию в районе Подольска, но там уже никого не было - только арьергард М.А. Милорадович в Красной Пахре. Генералиссимус, понимая невыгодность текущего местоположения и не желая подвергать уставшую армию риску и решил избегать генерального сражения до прибытия подкреплений, шедших навстречу по Калужской дороге и отойти на 11 верст по Калужской дороге к деревне Бабенки. Тем временем Милорадович в Красной Пахре выдержал ряд боев, не позволив французской кавалерии расстроить ряды отступавшей армии.
Дойдя до Старой Калужской дороги, русская армия повернула на Калугу и, перейдя реку Нару, встала лагерем в селе Тарутино. Туда Кутузов привёл 85 тыс. чел. наличного состава (вместе с ополчением). В результате такой «многоходовочки» русской армии удалось уйти из-под удара и занять выгодную позицию.
За памятником была скромная диорама, передающая одно из сражений - без Михаила Илларионовича на ней не обошлось.
От дел военных плавно переходим к мирным - здесь же установлен старый верстовой столб, сообщающий сколько верст осталось до Калуги - за подлинность не берусь отвечать.
От мирных - к духовным, тут рядом большой крест, закладной камень с надписью, сообщающий нам, что когда-нибудь здесь будет построена часовня в честь погибших в войне 1812 года.
Такова мне представилась обёртка села - все вышеперечисленные достопримечательности находились в своеобразной коробке: впереди - оживлённая «калужка»; слева - магазины и промышленный участок, а ещё чуть поодаль - потрясающая, выложенная из красного кирпича водонапорная башня с часами, напоминающая чем-то средневековую; справа - здание, занятое чиновниками, администрация поселения, РМЗ «Краснопахорский», опять -таки магазины.
Я, несмотря на начавшийся, моросящий утренний дождь устремился вглубь, там где в гордом одиночестве стоял заброшенный дом. Не терпелось заглянуть внутрь конфетки. То есть села.
А ведь внутри оно вкусное, да еще какое! Причем, в прямом смысле слова. Я попал словно в яблочный рай. На заводской площади высажено много яблонь разных сортов, в том числе и ранних, которые поспевают в первой декаде августа. И вообще на протяжении всей прогулки по селу - в каждом дворе, доме росли и аппетитно весели яблочки. Несмотря на завтрак, руки так и тянулись сорвать с дерева несколько кисло-сладких плодов и насладиться изумительным вкусом. Но я почему-то стеснялся. Очевидно, увидев моё истомившиеся желанием физиономию, женщина, местная жительница, подошла ко мне и улыбчиво предложила потрясти деревце, поднять упавшие яблочки и с хрустом умять, так как они очень вкусные. Я так и сделал. Сначала на меня свалились дождевые капли, а затем и яблоки. Женщина оказалась права насчет их вкуса.
Красная Пахра богата не только плодовыми деревьями, но и вообще зеленью. Идешь любуешься ее, дышишь свежим воздухом, утопаешь в растительности. Как приятно прогуляться в великолепной березовой роще, наступить на подорожник, вспомнить как выглядит клевер, обжечься кравипой, вкусить запах малины, поностальгировать возле колодца. Как же я соскучился по настоящей природе средней полосы - Красная Пахра с радостью предоставляет такую возможность. Для пущего счастья не хватало только коров, идущих и жующих навстречу, и в качестве дружеского приветствия обдают тебя брызгами своих неповторимых лепёшек.
Село мне чем-то напомнило маленький провинциальный город. Сначала ухоженные панельные пятиэтажки, детский сад, школа, а потом начинаются дачи, коттеджи все плавно переходит из одной локации в другую. Что сразу бросается в глаза - так это скромность, чистота и конечно же, название центральной улицы - Ленина, нигде не забыт.
Тут все есть для тихой, спокойной жизни. Есть куда выбраться: ДК «Звездный», Библиотеки и даже два парка - Победы и Красная Пахра.
О каждом стоит немного рассказать. Начну с парка Победы - он сравнительно небольшой, находится в черте села. На его территории расположен компактный, маленький пруд - с беседкой посередине и горбатым мостом, где-то совсем рядом приличный велотрек да спортивный клуб. Одним из украшения парка являются аналемматические солнечные часы. Чтобы по ним узнать который час, достаточно в ясную погоду встать в центр циферблата на название соответствующего месяца, и отбрасываемая человеком тень непременно покажет текущее время. Эллиптический циферблат представляет собой горизонтальную проекцию круга с наклоном под углом (90-а), где а - широта Красной Пахры. В центре часов можно увидеть плиту со шкалой дат. Проектирование именно так таких часов неслучайно, для этого нужно понимать, что Земля обращается вокруг Солнца по слегка сплюснутой орбите, положение солнца в полдень на небосводе немного смещается в зависимости от времени года. Линия, вдоль которой происходит это смещение и называется аналеммой, а часы, учитывающее это смещение - аналемматическими.
Часы установлены в парке в честь 70-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, да собственно, и парк был назван в честь Победы. Часовня, расположенная в центре парка, на искусственном холме всякий раз напоминает о погибших. В часовню можно попасть по бетонной лестнице, а вокруг холма, по всему периметру металлического забора установлены таблички с именами...
В самом начале парка, напротив кирпичной пятиэтажки, на невысоком постаменте стоит «женщина с ребенком». Строгий памятник советского розлива, представляет из себя высокую, красивую, детородную женщину в простонародном платье до пят, рядом с ней плотно прижавшись, но не испугавшись стоит ребенок - сын. На самом постаменте - советская звезда и цитата (первое четверостишие) стихотворения советской поэтессы Юлии Друниной «Мать».
Теперь пришёл черёд рассказать и «красной пахре». Он находится немного за пределами села, в окружении лесного массива, редких кустарников в том самом месте, где Пахра делает два поворота. Иными слова, парк расположен в своеобразной подкове, с трех сторон окружен водой. Парк, размером в 12 га является излюбленным местом селян, здесь можно поиграть в волейбол, футбол, теннис, побегать, попрыгать, покататься, пожарить шашлык, половить рыбку и много других приятностей. Лично мне понравился театр. Добирался я до парка в дождливую погоду, поэтому прогулка, через несколько ЛЭП, работников, вступивших в равный бой с борщевиком на тракторах, была не совсем приятной, но парк стоит того, чтобы в нем побывать хотя бы разок. В парк зеленый, я несколько раз споткнулся о траву, попал в него по деревянному мосту переброшенного через Пахру, в самой реке плескались утки - такие смешные. В парке я уселся в беседку и задумался, а бесподобный звон колоколов, раздающихся где-то совсем недалеко, придали силы, спокойствия и вдохновения.
Закончить свой очерк о Красной Пахре я хочу еще одной знаковой достопримечательностью - церковью Рождества Христова, памятником архитектуры федерального значения. Она была построена в 1689—1693 годах на средства владельца деревни Варварино Сергеем Милославским и находится совсем близко. Однокупольный каменный храм построен в стиле нарышкинского барокко. Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня в стиле русской псевдоготики. Во время нашествия французской армии в 1812 г. из церкви были украдены сосуды и прочая утварь.
В 1864 г. к храму пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского. В 1938 г. церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось как подсобное помещение пионерского лагеря. Убранство интерьера полностью утрачено в XX столетии. А в 1992 году храм снова заработал. При храме имеется церковный погост.
Промокнув окончательно, отведав молодых яблочек, я засобирался обратно и хотя Красная Пахра не входила в этот день в мои планы, тем не менее, она оставила приятный след в моем путешествии. Возможно, еще приеду.
На этом все. Спасибо что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.
Кстати, о Люблино можно почитать здесь
О Печатниках тут
О Марьино прямо вот по ссылке
И о Братеево не забудьте вот здесь
И даже о Курьяново с Капотней.
О Зябликово перейдя сюда
Текстильщики тоже есть
И много всего другого.