21,8K подписчиков

Хиты про бомжей - 3: песни беспризорников из фильма «Республика ШКИД»

9,7K прочитали
Одним из безусловных достижений советской власти была практически полная ликвидация такого постыдного явления, как детская беспризорность.

Одним из безусловных достижений советской власти была практически полная ликвидация такого постыдного явления, как детская беспризорность. Беспризорников с лихвой хватало и в Российской империи, а после Гражданской войны их число возросло многократно. О том, насколько непростой была работа по возвращению полукриминальных отбросов в лоно общества, хорошо рассказано в двух художественно-автобиографических книгах — «Педагогическая поэма» и «Республика ШКИД».

Одним из безусловных достижений советской власти была практически полная ликвидация такого постыдного явления, как детская беспризорность.-2

Если первую написал известный педагог Антон Макаренко, то авторами второй выступили два бывших беспризорника — Григорий Белых и Л. Пантелеев (псевдоним Алексея Еремеева). Обе повести были экранизированы, но, так как темой моих статей является музыка, то мы поговорим только о фильме «Республика ШКИД» (1966), который отметился парой замечательных песен — «По приютам я с детства скитался…» и «У кошки четыре ноги».

На некоторых сайтах (даже таких авторитетных, как kino-teatr.ru) до сих пор можно встретить ремарку, что слова и музыка этих песен «народные». Что, мягко говоря, не совсем так. У них есть конкретный композитор — Сергей Михайлович Слонимский, которому вообще не везло с «авторской известностью».

Например, наследники Владимира Высоцкого до сих пор не верят, что музыку к песням из к-ф «Интервенция» — «Деревянные костюмы» и «До нашей эры соблюдалось чувство меры…» — сочинил другой человек, а не их (безусловно талантливый) предок.

Сергей Слонимский:
«Я очень люблю блатную песню. Ее можно назвать и авторской. Например, песни Городницкого или Высоцкого можно отнести к ним. По интерпретации. Я люблю бытовую блатную песню и считаю ее частью городского фольклора».
Сергей Слонимский.
Сергей Слонимский.

По словам Слонимского, к работе над фильмом его привлёк режиссёр Геннадий Полока, которому очень понравился цикл «Песни вольницы» на слова русских народных песен. Чтобы лучше понять, над чем придётся работать, композитор обратился за помощью к Леониду Пантелееву (он был соавтором сценария) и директору «Ленфильма» — Илье Киселёву — тоже бывшему беспризорнику. Оба пытались вспомнить и напеть Слонимскому фольклор своего босяцкого детства. Правда, они сильно сомневались, что профессиональный композитор сможет аутентично передать столь специфический материал.

Взять хотя бы заглавную песню, которую в начале фильма талантливо отстукивает по зубам «хор» беспризорников.

Сергей Слонимский:
«Он (Пантелеев — С.К.) вспомнил лишь одну строчку: «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила…», а дальше забыл. Я сказал: «Попробую сочинить мелодию. Если она вам понравится, вы напишете мне ещё два куплета, не понравится — я отказываюсь писать музыку». Но мелодию я подобрал достаточно быстро…
…Когда я спел песню, то Пантелеев вдруг заплакал: «Это та самая мелодия, которую я забыл!» Конечно, не та самая, но значит — попал. …Автор, когда смотрел фильм, то все ругал: и Юрский не похож на Викниксора, и всё не похоже, только музыка похожа на настоящую…».

Похожая история произошла и с коротенькой песенкой «У кошки четыре ноги», которую в фильме исполнял малолетний босяк по кличке Мамочка. Илья Киселёв целый час пел Слонимскому фольклор беспризорников, среди которых была и песня про независимую кошку.

Одним из безусловных достижений советской власти была практически полная ликвидация такого постыдного явления, как детская беспризорность.-4

Услышав напев, композитор уверенно сказал: «Это же типичный фокстрот». «Ой, нет», запротестовал Киселёв, «та звучала жалостливо…». Когда же Слонимский переделал мелодию по-своему, всем показалась, что так и было. Надо отметить, что «Кошка» получилась не только жалостливой, но и одновременно угрожающей (особенно это слышно в её инструментальной обработке).

Несмотря на свою миниатюрность, эту песню не раз перепевали. Например, Борис Гребенщиков записал её на своём сборнике советских каверов «Чубчик» (1996).

А в 2013 году фолк-рок-группа ОТАВА Ё записала расширенную версию «Кошки», дополнив её собственными мелодиями и текстами («А ты не бей кота по пузу…»).

Сергей Слонимский:
«Если не можешь песенку сочинить, то не надо оперы писать. А если не можешь оперу написать, то слишком гордиться тем, что получилась песенка, тоже не стоит.
…«У кошки четыре ноги» — я таких песенок могу написать десяток в день».

Нельзя обойти стороной и ещё одну знаменитую кинопесню беспризорников - «У Курского вокзала». Она прозвучала в другом фильме - «Кортик», снятом режиссёром Николаем Калининым по детской детективной повести Анатолия Рыбакова.

У Курского вокзала
Стою я молодой,
Подайте Христа ради
Червонец золотой.
Вот господин какой-то,
А рядом никого,
Цепочка золотая
На брюхе у него.
Куда спешишь ты мимо?
Послушай, не греши,
Отдай цепь-цепь-цепочку,
А после уж спеши…

Слова к ней сочинил Булат Окуджава, хорошо знакомый с дворовым фольклором. Хотя Окуджава сам был известным автором-исполнителем, в фильмах 1970-х годов он выступал в основном в роли поэта («Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино»), а музыку писали профессиональные композиторы. В «Кортике» таким композитором стал Станислав Пожлаков.

А вот, кто поёт песню «У Курского вокзала» я, к сожалению, так и не выяснил...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

Другие статьи по теме: