— А в этой избушке я Бабу-ягу поселю. Уже нашел маску. Будет из окошка выглядывать, на крыше - череп лося.
Примерно один раз в год мы бываем в полутаежной деревне Силач. Когда-то здесь шумели машины - неподалеку был щебеночный карьер, работала лесопилка и ходили составы по железнодорожной ветке. А в 19 века даже добывали золото. Сейчас стоит тишина. А вместо жителей остались дачники. Пенсионер Сергей Юсупов один из немногих оставшихся старожилов. Живет здесь с 1954 года. Его дом, пожалуй, самый обустроенный в деревне. Каждый год мы видим какие-то перемены, в прошлом году площадку с баней построил, в этом заканчивает благоустройство детской площадки с избушкой. Это для внуков. Их у Сергей - пятеро.
Еще возводит очередной пристрой. Ведь добрую половину его дома занимает музей. Да, да, настоящий краеведческий музей, которому могут позавидовать некоторые городские.
— Сколько собираю? Да, считай, всю жизнь, - пожимает он плечами.
Основа коллекции - чучела птиц и зверей: куницы, медведь, бобры, лоси, косули. Что неудивительно. Вокруг - таежные места. Здесь каждый мужчина - охотник и рыбак. Но не не только добыча становится экспонатом. Птицы к примеру, иногда погибают на дорогах, сбитые машинами. Местные жители везут тушки Сергею. Ведь среди этих несчастных пичужек попадаются и редкие виды. Есть и жертвы браконьеров.
— Хотя бы ребятишки будут знать животных, - вздыхает Сергей. - И больше уважения будет к природе.
Его дом - самый крайний в деревне, дальше - густой лес с вековыми соснами. Зимой слышно как воют волки, иногда в курятник забирается лиса. Повадки животных Сергей знает вовсе не из книжек и сходу может назвать десятки лекарственных и просто редких растений, которые в растут в округе. Как-то даже видели здесь орхидею - ятрышник шлемоносый.
Впрочем не только ребятишки заглядывают в его музей. В журнале посетителей ( да, есть и такой) отметились граждане США, Англии, и еще десятка европейских стран, даже экзотическая Колумбия.
Одни из последних - француженки. Ездили на поезде исключительно по таким самобытным деревням. Тем более помимо животных в музее Сергея Юсупова еще и собраны предметы быта.
- — Сундуку этому лет сто уже. Он появился в нашей семье, когда меня еще не было. Какие-то вещи местные жители приносят. А еще много знакомых, которые привозят ото всюду - бабушка умирает, а кому еще эти прялки нужны или швейные машинки. Вот и везут ко мне.
В руке Сергей держит бидон для керосина. Такие раньше были в каждом деревенском доме. Из них подливали топливо в керосинки. Это когда в деревне электричества не было. О своих экспонатах Сергей рассказывает охотно, с юмором и прибаутками. Поход по такому стихийному музею проходит очень увлекательно. Экскурсовод он замечательный и настоящий подвижник.
Благодаря таким людям сохраняется история быта многочисленных российских деревень, которые без жителей и работы для них превращаются в лучшем случае в дачные поселки, а в худшем просто тихо исчезают. А под рухнувшими крышами старых срубов с красивыми наличниками тихо гниют и ржавеют вещи, которые многие десятилетия назад составляли чей-то скромный скарб.
А когда мы прощаемся, Сергей показывает над входом в дом гнездо ласточек. Птицы гнездятся здесь уже не первый год и ничего не боятся. Чувствуют, что здесь их не обидят.