Недавно мы запустили IT-блог на платформе «Хабр» и опубликовали там первую статью. Она посвящена истории IT-инфраструктуры «Магнит»: как она появилась, как развивалась и что представляет собой в настоящий момент.
Автор статьи — Валентин Щитов, один из пионеров российского e-commerce и CIO (IT-директор) «Магнит». Освещаем самые интересные моменты из этой статьи.
Собственная разработка
По словам Валентина Щитова, сейчас в IT-команде «Магнит» работает около 3500 специалистов. Примерно половина из них разрабатывает программные продукты, а другая половина занимается их поддержкой, в том числе на местах.
Однако в конце 90-х, когда в Краснодаре открылись первые магазины компании, IT-отдел состоял всего из 6 человек. «Магнит» решил не приобретать готовые программные решения, а идти по пути собственной разработки, чтобы быть гибче, ведь в то время было сложно спрогнозировать поведение потребителя.
Первой собственной разработкой айтишников «Магнит» стал «Тандер-склад» — программа управления складом и учётом торговых операций. Она пережила ряд трансформаций, но до сих пор остаётся основной системой товарного учёта и управления движением товаров в компании.
Примечательно, что эту систему можно развернуть на базе магазина даже при проблемах с интернетом и слабой мощности оборудования. Это очень важно, так как сейчас «Магнит» охватывает 3700 населённых пунктов от Центрального федерального округа до Сибири, и примерно в 10% магазинов нет стабильного интернета.
Кроме того, у «Магнит» есть и другие собственные IT-решения: например, касса и четыре дата-центра. Как говорит Валентин Щитов, это не типично для крупного бизнеса, но свидетельствует о сложности процессов, накопленных в результате роста.
Жажда трансформации
Необходимость развиваться и отвечать на вызовы времени подталкивает компанию к расширению и активному поиску новых талантов. Для этого в 2019 году «Магнит» открыл два собственных центра разработки: в Иннополисе, недалеко от Казани, и в подмосковном Сколково. В Сколково, например, тестируют перспективные идеи и инновации, за год команда рассматривает около 2000 проектов.
Кроме того, переход на удалёнку позволил «Магнит» нанимать людей в любом городе России. Поэтому сейчас разработчика компании можно встретить встретить где угодно — от Керчи и Армавира до Омска и Барнаула.
Как говорит Валентин Щитов, сейчас компания проходит период активной трансформации, когда перед командой разработки встаёт много нестандартных задач. Например, разработчики создали собственную платёжную систему Magnit Pay для оплаты товаров виртуальной картой. Покупатель получает бонусы по программе лояльности, а компания экономит на эквайринге.
В конце 2020 года разработчики провели редизайн Magnit Pay. Часто бывает, что перезапуск приложения вызывает у пользователей недовольство, но получилось наоборот. Рейтинг приложения в App Store и Google Play заметно вырос.
Разумная стандартизация
По словам Валентина Щитова, сейчас разработка «Магнит» идёт по пути разумной стандартизации, которая позволит управлять всем технологическим многообразием в компании. Это большая ответственность и настоящий технологический вызов.
В «Магнит» работает больше 315 000 человек — это почти население Исландии. Это крупнейший частный работодатель в стране и крупнейший лично в моей карьере.
Валентин Щитов, IT-директор «Магнит»
Перед IT-командой «Магнит» стоят сложные, но важные и интересные задачи: выводить из эксплуатации ненужное, заменять, перезапускать и дорабатывать. Словом, сокращать излишнее многообразие и внедрять новые технологии.
С другой стороны, подчёркивает Валентин Щитов, время стремительных перемен даёт большой простор в плане выбора IT-систем и реализации решений, позволяет активно осваивать новые инструменты и технологии.
Читайте ещё статьи об интервью руководителей «Магнит»:
Рынок ритейла выходит на новый этап. Колонка Яна Дюннинга в Forbes
Инсайты от топ-менеджмента «Магнит». О чём говорили на Retail Week Award