Найти тему
Записки от Ивана

55 фотографий из старейшего железнодорожного музея в Санкт-Петербурге.

Так случается, что один из старейших железнодорожных музеев мира (если не самый старый) практически не знаком людям. А между тем его экспозиция, которой посвящен сегодняшний обзор, весьма любопытна. Речь идет о Центральном музее железнодорожной техники Российской Федерации, находящемся по адресу Санкт-Петербург, улица Садовая, д.50. Хочу обратить внимание всех критиков латунских на то, что читаете Вы не научно-популярную и уж тем более не техническую литературу, а впечатления человека, с детства обожающего железную дорогу, но отнюдь не профессионала.

1. Итак, что же позволило говорить об этом музее, как о старейшем в мире (или, одном из старейших)? Ну, во-первых, на вывеске указан год основания музея. 1813!!! Сколько я не искал, более старого железнодорожного музея - не нашел. Правда здесь есть некоторое лукавство: музей (точнее зал для моделей) был действительно открыт в 1813 году, но для "посторонней публики" музей открыли чуть ли не веком спустя - в 1903.

2. На самом деле в Санкт-Петербурге более известен музей железных дорог (на Балтийском вокзале). Так вот, этот, ЦМЖТ с ним, безусловно не сравниться: в старом музее в основном модели, а в новом - натурные экспонаты, я о них еще буду писать. А вот цены на билеты одинаковы: по 400 р (причем в Музей железных дорог в будни и дешевле - 300 р.). А еще в ЦМЖТ есть один не самый приятный момент: фотографировать можно только на телефон, фотоаппараты запрещены. Большей глупости не видел, хотя нет... В Музее Космонавтики в Москве та же дискриминация. Так что за качество фотографий сразу прошу простить. К фотографии: мы на лестнице-входе в музей. По краям находятся модели поездов. Например, вот такая "Иволга" или электропоезд ЭГ2Тв.

-2

3. Напротив расположился футляр с моделью электровоза ВЛ65-022.

-3

4. А ступеньками выше два паровоза. Вот первый ...

-4

5. ... и второй, с забавным наименованием серии - Ь. Сейчас мы читали бы "мягкий знак", а вообще-то это серия "ерь".

-5

6. Лестница выходит на широкую площадку, где расположились семь диорам с различными сюжетами из жизни железной дороги. Все они созданы в начале 1970-х годов. Первая показывает процесс строительства железной дороги в царские времена.

-6

7. Далее вид здания внеклассного вокзала на рубеже XIX - XX веков.

-7

8. Левая часть - начало эпохи железных дорог - заканчивается видом грузового двора какой-то "обобщенной" станции.

-8

9. Правая часть - "современная". Ну в том смысле, что отражает железнодорожные реалии современные авторам диорам в том самом 1973 году. И вот так выглядел грузовой двор тоже некоей абстрактной станции.

-9

10. А это пассажирский вокзал, не конкретной станции, а как и все предыдущие - некая обобщенная, но с новыми на тот момент тепловозами, поездами и т.д.

-10

11. И, как и на дореволюционных диорамах, третья диорама - строительство железнодорожного пути. Но уже современными в период 1970-х средствами и техникой.

-11

12. Дальше пойдут фотографии залов музея. К сожалению аудиогидов мне никто не предложили, хотя таблички с номерами экспонатов для такого устройства в музее есть. Поэтому названия залов буду приводить те, которые пришли в голову мне и на мой взгляд отражают суть экспозиции в конкретном помещении. Итак, зал начала железнодорожного транспорта. Здесь несколько моделей паровозов начала XIX века и среди них знаменитая "Ракета" Стефенсона 1829 года.

-12

13. Напротив, в длинном футляре расположилась модель самого первого поезда в России. Вот такой состав ходил по рельсам от Царского Села до Санкт-Петербурга.

-13

14. А это - касса билетов, точнее жетонов для проезда в этом поезде. Да, достаточно долгое время билеты были металлические.

-14

15. По пути из первого зала в тот, где собраны модели мостов, встречаем портрет Императора Николая I, который считается основателем железных дорог в России.

-15

16. А в самом зале мостов (напоминаю: названия залов - мои) большое количество макетов этих сооружений. Как железнодорожных, так и других. Причем они огромны, я так и не приладился их сфотографировать, зато вроде неплохо получилось снять модель железнодорожного парома-ледокола "Байкал".

-16

17. Самое приемлемое изображение модели моста - вот такое, но это уже другой зал, который посвящен строительству и началу эксплуатации Великого Сибирского пути, сейчас более известного как Транссиб (Транссибирская железнодорожная магистраль)

-17

18. На самом деле, хоть залы вроде бы и не маленькие, но из-за количества экспонатов кажутся тесноватыми. Примерно вот такой вид общий вид на этот зал.

-18

19. Любопытные экспонаты - это "вскрытые" вагоны. То есть Вагоны разных классов с откинутыми боковыми стенками. Как я понимаю эти модели вагонов еще с дореволюционных времен (хотя могу и ошибаться). Вагон первого класса.

-19

20. Вагон-салон, тоже относится к первому классу.

-20

21. Спальный вагон второго класса внутри.

-21

22. И такой же вагон второго класса снаружи.

-22

23. Третий класс вагона. Если заметили, то все вагоны разных цветов. Как пояснил дремавший в этом зале смотритель, это неспроста. По его рассказу выходит, что во всем мире было принято цветовая дифференциация штанов окрашивать вагоны разных классов по-разному: первый класс - синий, второй - коричневый или золотистый, третий - зеленый. В СССР от этого отказались, стали все красить зеленым. А может и так? Фирменные поезда-то красились по иному, а не фирменные как раз, наверное, на третий класс и тянут.

-23

24. Там же и паровозы примерно того же периода. Точнее их модели. Например, паровоз серии С с номером 221.

-24

25. Или вот такой, серии Щп.

-25

26. Каюсь, аппаратуру связи и другую специальную аппаратуру я не снимал, хотя там есть не один зал, посвященный ей. Поэтому я перебрался в другое крыло (относительно входной лестницы) и меня встретил зал, посвященный железной дороге во времена Великой отечественной войны. Два стенда с моделями бронепоезда. Первый.

-26

27. И второй.

-27

28. А между этими стендами диорама, иллюстрирующая разрушенную железнодорожную станцию. Так немецко-фашистские войска поступали со всей железнодорожной инфраструктурой.

-28

29. И ее фрагмент покрупнее.

-29

30. В зале о войне были еще экспонаты, но там беседовали две смотрительницы и я посчитал бестактным прерывать их высококультурное обсуждение какого-то сериала и подвинуться, чтобы я смог сфотографировать экспонаты. Поэтому я ушел в следующий зал, который был посвящен строительству и обслуживанию железнодорожного полотна. Многое там связано и со строительством БАМа. Это общий вид. Ну почти.

-30

31. Боковые стенды, на которых расположились различные путевые машины.

-31

32. Еще один кадр с путевыми машинами.

-32

33. А еще вот такой любопытный стенд с пикетными и километровыми столбиками.

-33

34. Следующий зал, как мне показалось, посвящен работе на сортировочных станциях. Практически все пространство занимает макет некоей станции. Выглядит, как по мне, несколько пустовато.

-34

35. Паровоз с вагонами, скорее всего, занят работой на сортировочной горке. Вот только паровоз серии Э. Не уверен, что такие использовались именно при сортировке составов. Быть может грузовой поезд идет мимо по задумке авторов? К сожалению в зале нет смотрителя, который мог бы пояснить.

-35

36. И вот этот момент мне не очень был понятен: случайно сошли с рельс тележки вагонов или все-таки это иллюстрация происшествия на железной дороге во время сортировочных работ?

-36

37. А вот в следующем зале я "завис" надолго. Про себя я назвал его залом локомотивов и он, как уже наверное понятно, был буквально заставлен моделями локомотивов. "Уголок" паровозов.

-37

38. Тепловоз 2ТЭ10Л-1360 ну очень в большом размере.

-38

39. Один из самых новых российских электровозов 2ЭС10-001. Вообще моделей локомотивов с номером 001 в этом зале много, почти все имеют такой номер.

-39

40. Вообще современным локомотивам и электропоездам посвящен целый стенд во всю стену. Хотя и на нем далеко не все.

-40

41. А мы продолжим по более старым моделям. В этом кадре сразу два тепловоза серий ТЭ10 (внизу) и ТЭ2 (вверху). Оба, как уже говорилось, с номерами 001.

-41

42. Еще одна пара: тепловоз ТЭП60-0020 с "вырезанным" боком, чтобы было видно внутреннее устройство, и тепловоз ТЭ3.

-42

43. Под этими моделями, на полу, в большом размере еще одна модель. Экспериментальный газотурбовоз ГТ101.

-43

44. Еще один "разрезанный" тепловоз - маневровый ТЭМ2-003.

-44

45. И рядом модель маневрового тепловоза ТГМ3-012.

-45

46. Перед тем как перейти к другой стене и посмотреть модели там, обратим внимание на центральную часть. Под стеклянным колпаком (жутко мешающим фотографировать) расположился электровоз ВЛ22м-228.

-46

47. Поехали по второй стене. Здесь электровоз ВЛ80-001.

-47

48. Похожий внешне на предыдущий ВЛ10-001.

-48

49. А вот этот электровоз ввел меня в заблуждение. Н8 впоследствии стал ВЛ8 (Новочеркасск заменили на Владимир Ленин), но вот номер 000? Возможно это еще не собственно электровоз, а прототип? Информации я не нашел.

-49

50. Нижний "этаж" занимает вообще ни разу не локомотив, а часть электропоезда ЭР-10-001.

-50

51. Следующий зал - последний. В нем вагоны и по центру несколько рядов стульев, видимо для семинаров. Один из самых любопытных экземпляров этого зала - двухэтажный вагон: внизу спальные места, вверху - салон с сидячими местами и прозрачным куполом для панорамного обзора. Несколько вагонов даже совершили несколько рейсов в составе туристических поездов.

-51

52. Сидячий вагон, с прозрачной стенкой. Кстати. По этой же стене расположился ряд кукол в форме проводников разного времени. Я их не снимал - память телефона подходила к концу.

-52

53. Ряд, точнее два ряда грузовых вагонов, использующих в настоящее время. Больше заметны, за счет желтого цвета, три вида цистерн. Внизу коричневые крытый вагон, полувагон, платформа и хоппер.

-53

54. И продолжение этого ряда грузовых вагонов.

-54

55. И заключительный кадр. Общий вид "вагонного" зала. Фоном выступает фрагмент вагона СВ 60-х годов, внутрь которого можно войти, но там очень темно для фотографирования телефоном.

-55

В этом же музее расположился и стенд с вагонами и локомотивами поезда "Красная стрела", о котором можно почитать ЗДЕСЬ.

Маленькая ремарка: этот музей путают с другим, на Балтийском вокзале, про него рассказ - ЗДЕСЬ. А на этом у меня все на сегодня все. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!

Кстати, все обзоры, связанные с железнодорожными станциями ЗДЕСЬ

P.S. Если у Вас есть желание, Вы можете стать соавтором "Записок...". Просто присылайте Ваши фотографии по электронному адресу trainwriter@yandex.ru с небольшим описанием. Согласуем и сделаем обзор вместе!