Одна смелая версия гласит: слово «легковушка» произошло от… извозчиков. Дело в том, что извозчики, возившие грузы, назывались ломовыми, а возившие пассажиров – легковыми.
Заметим, что 1-ые легковые автомобили появились после 1876 г. Так что в самом начале своего существования они, получается, «делили хлеб и название» с их главными конкурентами – извозчиками.
Говоря о легковом извозном промысле, важно различать извозчиков и ямщиков. Это, как бы сказали в Одессе, были «2 большие разницы»:
1) ямщик возил пассажиров (а также посылки и товары, грузы и корреспонденцию) между городами. Помните классическое «ямщик, не гони лошадей»? Так вот это – про них;
2) извозчик же управлял транспортом (по сути – такси) внутри города.
До 1917 г. тарифы за проезд и тем, и другим утверждались централизованно: городским общественным управлением.
Например, 1 час езды на такой «легковушке» по Новониколаевску (ныне Новосибирск) оценивался в 40 коп., а по Бийску – в 35 коп. Плата повышалась:
1) по выходным и праздникам;
2) в ночное время и в непогоду;
3) оснастившим экипажи фонарями по бокам.
Легковые извозчики процветали до революции. В одной только Москве их было порядка 15 000 человек. В 1-ые послереволюционные годы их число уменьшилось в 3 раза. В 1934 г. предновогодний выпуск «Вечерней Москвы» сообщал, что в городе насчитывается 385 легковых извозчиков. Накануне же Великой Отечественной они и вовсе исчезли, будучи «устранены» конкурентами: легковыми автомобилями.
Однако во время своего процветания легковые извозчики играли важную роль. Доходило до того, что они могли повлиять на транспорт целого города.
Самым ярким случаем в этом смысле стала история, когда извозчики вместе с ямщиками (вот где объединились-то!..) практически oтpeзaли в железнодорожном плане цeлый город – Томск – от остального мира.
Те, кому доводилось ездить поездами по Сибири, могут помнить: вы «одним махом» проезжаете все большие города, а вот в Томск «по железке» напрямую не попадаете. Туда можно добраться лишь с пересадкой – через ж/д станцию с романтичным названием Тайга.
Причем раньше приходилось порой ждать такой пересадки по много часов. Лично мне довелось в 1990-е гг. просиживать на станции Тайга и по 11 часов.
А все потому, что извозчики с ямщиками в Транссибирской магистрали увидели своего серьезного конкурента. Чтобы избавиться от него, они решили подкупить высших чиновников. В итоге магистраль прошла мимо Томска.
Другая версия гласит, что, напротив, проектировавшие Транссиб инженеры сочли подводку магистрали к Томску невыгодной для извозчиков. Инженеры стали просить с извозчиков взятки, чтобы решить этот вопрос, но денег не получили… с тех пор «извоз и ныне там».
Еще одним серьезным соперником для «легковушек» были «ломовики», причем во всех городах.
Ломовые извозчики возили не пассажиров, как легковые, но грузы. Часто это были продукты и товары, снег и мусор, вода и строительные материалы, а также многое другое. Для этого они использовали лошадей особых пород – тяжеловозных.
При необходимости «ломовики» могли довезти и людей. И этим они опять-таки составляли серьезную конкуренцию «легковушкам». Особенно обидно последним было, когда «ломовики» перехватывали у них солидных (читай: особо платежеспособных) седоков в специальных местах – на биржах извозчиков.
Ломовые извозчики двигались медленно (с тяжелым грузом слишком не побегаешь), да верно.
Однако и их вскоре сместили: на смену им пришел грузовой автотранспорт. Он и оказался тем приемом, который сработал против «лома»...
В продолжение темы истории транспорта в нашей стране читайте Дзен-статью «Как менялись цены на бензин в Российской империи, СССР, РФ».