Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Загадка смоленских полков в Грюнвальдской битве

15 июля 1410 г. у селения Грюнвальд произошла встреча двух огромных армий.

Тевтонский орден имел прекрасную мотивацию для очередного «Drang nach Osten» – натиска на восток: идеологическая была понятна – обращение в истинную веру язычников и схизматиков (это христиане, не подчиняющиеся папе Римскому, прежде всего православные, а балты они или славяне – какой пустяк!) – дело богоугодное и полезное, потому что была и сугубо материальная цель – захват Польши и Великого княжества Литовского давал земли с крестьянами и выход к Балтийскому морю, а значит контроль над торговлей по Висле, Неману и Западной Двине.

А дальше мы не будем пересказывать подробно ход сражения, он известен: отбитая атака литовской конницы, тяжкий удар орденской кавалерии, отступление поляков и литвинов, почти перешедшее в бегство, и героическая стойкость смоленских полков, остановивших натиск Ордена, что позволило Витовту и Ягайле перегруппировать силы и победно атаковать, завершив битву полным разгромом крестоносцев.

Юбратите внимание: в правом верхнем углу "Погоня" - герб беларусов
Юбратите внимание: в правом верхнем углу "Погоня" - герб беларусов

А дальше во всех учебниках восторженные гимны храбрости русских в этой битве, которая была ими спасена.

Но тут появляется А.Е. Тарас, белорусский писатель, публицист и историк, кандидат педагогических наук, автор множества книг – можно посмотреть библиографию и сказать фу, потому что это такой восторженный дилетант, его интересы невероятно обширны: воспитание «трудновоспитуемых» и боевые искусства востока, подводные лодки и битвы парусников, война 1812 года и крестоносцы … Но этот «исторический ревизионист», как его назвал один из оппонентов, задаёт неожиданный вопрос: а откуда взялись на поле Грюнвальда русские, именно русские полки? И отвечает: один отряд привёл Лугвений (в крещении Семен Ольгердович), бывший в то время князем Новгородским. Все остальные полки были хоть и смоленскими, говорит Тарас, но белорусскими. Об этом, говорит он, пишет знаменитый «Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «…войско, состоявшее из полков литовско-польских, белорусских и многих малороссийских отрядов».

Если вспомнить историю Смоленского княжества, то оно известно с ІХ века, когда Аскольд «ходил на кривичей». Это было богатое и самостоятельное княжество, которое Великий князь литовский Витовт присоединил в 1395 году, и жили там потомки кривичей, славяне, говорили они на кривичском (беларуском) языке. Их в ВКЛ называли «русинами» по религиозному признаку, не этническому, поскольку были они православными, а не католиками.

Историк А. Дермант считает: «Кривичей можно считать основной этнообразующей единицей беларусов: и потому, что они занимали наибольшую часть нынешнего беларуского этнографического ареала, и вследствие их влияния на становление этнических особенностей (а также государственности) беларуского народа».

Москва присоединила Смоленск в 1514 году, а А.Е. Тарас замечает, что в 1410 г. «смоленский полк» в этническом плане «состоял вовсе не из русских, а беларусов (кривичей). И даже спустя 450 лет после Грюнвальда в Смоленском уезде беларусы составляли 90% населения, тогда как великороссы — менее 10 % (82.636 беларусов, 7611 русских, 1077 представителей других этносов). Еще шесть уездов Смоленской губернии были этнически беларускими на 80–90 %. Русские жили только в ее восточных уездах».

После установления советской власти при провозглашении БССР в 1919 г. Смоленская губерния была частью Беларуси, но в апреле 1919 года Совнарком РСФСР без всяких объяснений просто перевел в свой состав Смоленскую, Витебскую, Могилевскую, Гомельскую губернии и половину Минской губернии. Потом отыграли назад, но Смоленск остался и стал русским, а смоленские полки в Грюнвальдской битве стали доблестными русскими. Поэтому мнение А.Е. Тараса полностью расходится со всем тем, что сообщают наши учебники истории – а президент за учебниками присматривает. Но тогда и чукча – русский человек, раз к России присоединили и в армию взяли?

А я нашёл даже такое толкование патриотизма: «В этот день в 1410 году русские войска и их союзники — литовцы, чехи и поляки — одержали победу над немецкими рыцарями в Грюнвальдской битве». Вот заставь … Богу молиться … то есть патриотизм воспитывать …

Хорошо хоть поляки не видели, а то опять бы извинений потребовали!