В результате походов русских войск на Казахское и Астраханское ханство Русское царство получило территорию Поволжья, на которой было решено строить города-крепости для охраны южных рубежей Российского государства. Именно поэтому, здесь летом 1586 года была основана крепость Саратов, а летом 1589 года - Царицын (ныне - Волгоград). Саратов основали князь Григорий Засекин и боярин Федор Туров на полпути между Самарой и Царицыном.
Историки выдвигают несколько версий происхождения названия города. Так в одной из них утверждается, что Саратов получил свое название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Также есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Еще существует предположение, что Саратов получил свое название от скифско-иранского гидронима «сарат».
Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утвержденный в 1812 году. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка, а в старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов
Рассмотреть подробно план Саратова в 1812 года вы можете по ссылке. Материал взят из: Российский государственный архив древних актов Ф. 1356. Оп. 1. Ед. хр. 5135.
Свой вклад в историю горда внесла и Отечественная война 1812 года. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы.
В 1828 году в Саратове, одной из первых в России, была открыт табачная фабрика. Кроме нее, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие фабрики производили одну из знаменитых дешевых тканей из Саратова - сарпинку - легкую хлопчатобумажную ткань.
Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Однако развитие судоходство получает к середине XIX столетия, когда в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества.
Став крупной транспортной магистралью, Саратов стал и крупным морским мортом. В него переселялись люди других губерний и меняли его облик. По отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».
Толчком к развитию губернии стало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов. Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. Уже к началу XX века из Саратова можно было проехать в 11 губерний России.
Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 года Саратов долгое время был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч. После 1917 г. получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья.
Однако советско-немецкие отношения постепенно ухудшались и по приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности должны были быть арестованы. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан.
В годы ВОВ сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами) из-за нахождение в черте города несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.
На сегодняшний день, Саратов является ведущим центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, функционирует более двух десятков вузов. Развиты машиностроение, нефтяная и химическая промышленность. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу было присвоено звание «Город трудовой доблести». Однако в городе остаётся ряд проблем, которые требуют решительных мер.