Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Кто и почему боится русских и русского языка

Трусы боятся. Русофобы. Однозначно. Ведь фобия это, как говорят справочники, сильно выраженный, навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению.

Куат Ахметов боится, владелец ютубканала «Til Maydani онлайн партиясы». Он открыл его в марте этого года. И каждый день там выкладывает новые видео с разборками и извинениями русскоязычных.

Его онлайн-партия - не поверите - переводится как Языковый Майдан (Til Maydani). Поздравляю, приплыли тапочки.

Женщина, ролик с которой крутят по всем каналам, извиняется за то, что в нервном порыве сказала - город Шевченко (Актау) построили русские.

Цитирую не российский, а казахстанский ресурс "Мангистау медиа" (Мангышлак это полуостров, область, Актау - его административный центр).

Из публикации "История возникновения города Шевченко". Август 2018 года:

В 1963 году рабочему поселку Актау был присвоен статус города. Это стало точкой отсчета официальной истории и летоисчисления Актау. Строительство и проектирование велось группой архитекторов из Ленинграда под руководством Александра Васильевича Короткова. Хотя рабочий поселок появился в 1959 году, а городом он стал в 1963, известно, что его архитектурный замысел сложился раньше и именно этот генеральный план реализовывали ленинградские архитекторы. (...) Авторы проекта сами непосредственно приехали жить и работать в молодой город. Они на месте осуществляли корректировки, следили за надлежащим выполнением своих замыслов, вместе с городом росли и сами как специалисты. Может быть, именно вследствие такого «симбиоза» на мысе Меловом и вырос такой удивительно красивый и удобный для жизни город, которым гордятся его жители.

... море – это для города жизнь в самом прямом смысле этого слова. Ведь вся вода, которая необходима городу, поступает из моря. Она опресняется и специально подготовляется для питья на уникальных опреснительных установках, потому что своих пресных источников у города нет. В те годы за рубежом Шевченко называли «городом 21 века», потому что понимали о наступающих проблемах с пресной водой по всему миру и считали, что за шевченковским опытом – будущее. В начале 60-х годов остро встал вопрос о снабжении города пресной водой. Выдвигались различные версии, вплоть до прокладки водоканалов от Волги или Амударьи. Но остановились на методе опреснения морской воды. Шесть молодых шевченковских специалистов под руководством Виталия Абрамовича Клячко, в течение года разработали эффективный и дешевый метод опреснения морской воды в промышленных масштабах.

Виталий Абрамович Клячко, к слову, основатель отечественной научной школы в области очистки и опреснения воды, родился и умер в Москве.

Есть что добавить и по истории города, и по персонам, придумавшим и строившим его в невыносимых для человеческого организма условиях. Но поисковик вам в помощь. А вот начало статьи, что я вам процитировала.

Если кому мелковато будет, одну фразу из начала приведу:

А еще Актау называют городом дружбы народов и это совсем не случайно. Ведь его строили представители более 50 национальностей, а теперь живут здесь и трудятся.

Но хозяин канала с извинившейся теперь уже не понимаю за что женщиной продолжает плодить видео и записывать обращения к своей "титульной нации", и собирает предложения по реализации языкового майдана.

-2

А вот начало пути Куата Ахметова. Ноябрь 2019 года. Я правильно понимаю, что значок в верхнем левом углу ролика означает знакомый до боли факел правды радио "Свобода"?

-3

Подняли и понесли.

Вот последние шедевры открытого Куатом ресурса.

-4

В комментариях адский ад идет по нарастающей. И никто не банит, и не гасит раздувающееся пламя национализма. Факел-то и ресурс не наши.

У меня тут все люди взрослые. Надеюсь, тоже от глупостей воздержатся, потому что меня и за меньшее прихлопнут, не раздумывая. Напоминаю, что мы с дочерью - голимые интернационалисты, безродные космополиты, за слово "чурки", оброненное невзначай, от моей юной поросли можно с места схлопотать. Она еще и полиглот, и никогда не поедет в дальние дали, не выучив насущный набор слов для уважительного обращения к хозяевам. В прошлом году с огромным энтузиазмом участвовала в работе семинара "Литература народов России" ШЮФа филфака МГУ, переживала за исчезающие языки малых народов и раздумывала как бы их сохранить.

А еще на всех ресурсах мы с ней при каждом удобном случае рассказываем миру, что на территории бывшего СССР, благодаря наличию языка межнационального общения, живут билингвы - люди образованные, легко переходящие с одного на другой язык. Это не всем дается.

*********

Кто-то из дальних уголков СНГ мне крикнет:

- Ничё! Мы английский начнем учить. И будет то же самое.

А я спрошу его:

- Много ли у тебя, милый друг, трансграничных территорий, лесов, полей и рек с англоязычными странами?

И без всяких высоких слов и штилей процитирую подборку цитат из материалов, которые однажды собрала, готовя материал о сложностях возрождения мелиорации в России. В СССР, кажется, в 1931 году, началась грандиозная программа улучшения земель. Когда страна в 1991-м рухнула, водные артерии, дававшие жизнь регионам, были перерублены. И начались войны из-за воды, электроэнергии (ГЭС-то от чего зависит?)

Просто несколько цитат, которые осмыслите сами.

Речь не о стихах и песнях, не о ценниках в магазине, которые не устроили Куата.

О воде. Без которой не выживет ни он, ни его будущее потомство.

Из моего интервью с Залкипом Курбановым, директором ФГБУ "Минмелиоводхоз" Республики Дагестан:

- Вам приходится много ездить по республике, договариваться с людьми. А Дагестан не столько страна гор, сколько страна языков. 120 наречий... Как происходит общение?

- Объединяющий у нас русский язык. Но бывает и такое – два соседних села воду не могут поделить - одни даргинцы, другие аварцы. Мы друг друга понимаем, но наречие у каждого свое. Свой говор, своя интонация. Мои дети выросли в Москве. При этом сохранили материнский язык.

Конечно, Дагестан – уникальная республика. Конфликтов на национальной почве никогда не будет. Воду соседи поделят, придут к одному мнению. Договорятся – никуда не денутся.

Но это Россия. А вот -

Таджикистан. Из доклада профессора Дилшода Умарова:

"В Центральной Азии во времена СССР строили крупномасштабные и порой уникальные гидротехнические сооружения. В 1931 году, когда началась программа орошения Южного Таджикистана, был построен Вахшский магистральный канал, с помощью которого был первоначально обеспечен полив 120 тыс.га площадей.

Более того, мелиоративные системы строились силами крупных строительных организаций в самых труднодоступных горных районах. Целой армия ученых и специалистов работала над созданием проектов подачи воды в места, где о подобном приходилось лишь мечтать. Сложные гидротехнические туннели, насосные станции машинного водоподъема – все это можно было позволить во времена, когда бюджет Министерства водного хозяйства СССР немногим отличался от «кошелька» Минобороны. В результате мелиорированные земли вводились в строй темпами превышающими аналогичные показатели других союзных республик. Может, иногда кому-то хочется избежать рефрена «во времена СССР». К сожалению, по вполне объективным причинам в теме снабжения народов и их сельхозугодий водными ресурсами это сделать не удается. Слишком обострились трансграничные конфликты там, где их до возникновения нескольких суверенных государств, априори и быть не могло".

Директор филиала научно-исследовательского центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии Нариман Кипшакбаев, напомнил , что все работы по мелиорации в Среднеазиатском Междуречье проводились в рамках одного системного проекта, большинство водохранилищ и плотин возведены именно благодаря ему. В результате в бассейне Сырдарьи и Амурдарьи появилось около 8 млн га орошаемых земель. И вот тогда:

- Был утвержден специальный график на 365 дней по использованию гидротехнических объектов для постоянного орошения этих земель.После развала советской власти работа этого графика была нарушена. Я считаю, что для достаточного обеспечения региона водой нужно в конечном счете к нему вернуться.

Однако до восстановления некого равновесия в регионе еще далеко. С ломкой графиков и планов встала ребром острейшая проблема: Узбекистану и Казахстану нужна вода, а их соседям Киргизии и Таджикистану – энергия. И последние пытаются строить ГЭС – Камбартинскую и Рогунскую, что приводит в прямом смысле к серьезным конфликтам и политическим кризисам. Ведь может, к примеру, рухнуть ирригационная система в Ферганской долине, где земледелием живут 4 миллиона узбекских граждан (а всего там, по последним данным, около 14 млн человек). И страшно себе представить, что случится, если благодатную долину накроет тотальная засуха, и все эти люди лишатся воды для питья и полива урожая.

Жумахан Мустафаев, профессор кафедры «Водные ресурсы и мелиорация» Казахского аграрного университета, доктор технических наук:

"Перспективы развития водного хозяйства в 90-е годы просматривались более, чем ясно: при Советском Союзе планировалось довести площади мелиорированных земель до 3 млн га. А приходится ограничиваться одним миллионом.

Другой существенный момент: 45% воды – трансграничного характера, качество её очень низкое, и из-за этого потребление большое. А урожаи, напротив, не велики. Приходится заливать водой почвы и растения. Идет вторичное засоление и заболачивание земель, и это одна из основных тенденций почвообразовательных процессов на орошаемых землях.

Была предпринята попытка принять государственную программу рационального использования водных ресурсов. Однако документ отозван и в настоящее время дорабатывается, поскольку вода многих рек носит трансграничный характер - без согласования с государствами, где они протекают, невозможно создать полноценно работающую программу".

Советник вице-министра сельского хозяйства МСХ РК Ерлан Бадашев заметил: "Отношения с некоторыми соседями, мягко говоря, не улучшаются, и нам необходимы новые подходы к управлению трансграничными водными ресурсами..."

Казахстан, по мнению экспертов, занимает одно из последних мест среди стран СНГ по обеспечению водными ресурсами. В некоторых сельских регионах доступ к централизованному водоснабжению имеет лишь19,5% населения. Около 17% жителей страны берут воду из открытых водоемов, 3% используют привозную воду негарантированного качества.

************

Вода! Как много в этом слове. Не задумывались? Да, я не про Пушкина и Толстого вам рассказываю. Не про величие нашего прекрасного и могучего...Может, и скучнее все эти дурацкие доклады читать. Но без воды-то, как известно, и не туды и не сюды.

Кто-то снова крикнет:

- Заграница нам поможет!

Йес! И тут уже опыт есть. В том же моем архиве хранится уникальное письмо казахстанского журналиста Федора Ковалева Бараку Обаме. В бытность того президентом США. Итак, февраль 2013 года.

-5

«Dear Mr. President Barack Obama! Помогите Казахстану вернуть весенний разлив реки Иртыш! С 1997 года в концессии американской энергетической компании AES находится Шульбинская гидроэлектростанция (Shulbinsk HPP). Последние четыре весны AES злостно нарушала режим затопления поймы реки Иртыш. Вода подавалась в русло с большим опозданием и в недостаточном объёме.

Ежегодное отсутствие искусственного паводка наносит колоссальный ущерб экологии, сельскому хозяйству и интересам четверти населения Казахстана. Больше всего страдает Павлодарская область, расположенная ниже по течению. Заливные луга павлодарской поймы Иртыша подвергаются медленному опустыниванию, значительно снижается урожай кормовых трав. Под угрозой исчезновения оказались уникальные виды растений и ценные породы рыб. Надвигается экологическая катастрофа.

Весной 2012 разлива реки не было совсем. Лето выдалось засушливым и малоурожайным. Зимой от нехватки корма стал умирать скот, а в обмелевших пойменных озёрах замёрзла рыба. Главе Павлодарской области удалось вынести вопрос разлива реки Иртыш на правительственный уровень и обязать AES весной 2013 года дать воду. Но, никто не может гарантировать, что AES выполнит обязательства.

Эта ситуация напоминает Боливию 1999 года, когда иностранные корпорации ограничили местному населению свободный доступ к водным ресурсам. В Казахстане растёт недовольство инвестиционной деятельностью AES. В политических и общественных кругах зреют идеи по национализации Шульбинской гидроэлектростанции. Срок её концессии у AES заканчивается в 2017 году. Ещё есть время наладить хорошие отношения.

Поэтому я прошу вас, в рамках ваших полномочий, убедить руководство AES выполнить все свои инвестиционные обязательства по Шульбинской гидроэлектростанции и другим казахстанским объектам, помочь с восстановлением поймы Иртыша и отныне соблюдать «Правила использования водных ресурсов верхне-иртышского каскада водохранилищ».

В 2013 году AES должна совершить весенний попуск воды с Шульбинской гидроэлектростанции примерно с середины апреля до начала мая. За указанный период в Иртыш должно поэтапно поступить не менее 5 кубических километров воды. 2013 год для нас решающий. Повторная засуха может стать роковой. Особенно в преддверии вступления Казахстана в ВТО. Убедите AES соблюдать Правила. Верните нам разлив реки сейчас!»

Насколько я помню, Обама отмолчался.

Зато если мы дружно посмотрим на карту, то увидим, что река Иртыш течет по землям России, Казахстана и Китая.

Друзья казахи, конечно, вы можете начать учить китайский. Однако в тех же архивах я вижу тревожную заметочку о том, как "Китай превращает Казахстан в пустыню" (это заголовок).

Переживите еще один абзац:

Озеро Балхаш в ближайшие десятилетия повторит судьбу Аральского моря, река Иртыш превратится в цепь болот и стоячих вод, жители Усть-Каменогорска, Павлодара, Караганды и Семея (Семипалатинска) останутся без питьевой воды, а ледники Алатау растают и смоют Алма-Ату. Такой апокалиптический сценарий развития событий прогнозируют экологи в связи с планами Китая по развитию его северо-западных территорий — Синьцзян-Уйгурского автономного района. Эти полупустынные земли невозможно развивать без воды, а ее китайцы, не стесняясь, отбирают из Или и Иртыша — рек, от которых непосредственно зависит жизнь Центрального и Восточного Казахстана.

*********

У меня лежат материалы по аналогичным экологическим катастрофам и в Армении, на Украине... Но вам, думаю, и этого хватит. Конечно, может, за несколько лет прошедших с тех пор, как я по крупицам собирала эти материалы, все вдруг одумались, собрались с силами, реки потекли куда надо и образовались кисельные берега.

Кстати, не слышали - Грета Гунберг про это миру рассказывала? Беспокоилась о вас? А то, может, за шведский взяться... Сколько у вас километров общих границ?

Однако чтоб не быть совсем заземленной, позволю себе снова процитировать себя, любимую. Однажды написала заметочку и отложила - не до лучших - до худших времен.

Думаю, они настают. И вот она, родимая:

************

Даже первобытные племена, называвшие по-разному огонь и камень, столкнувшись в грозном лесу и перед наездом ледника, пытались найти общий язык.

Если инки у себя в южной Америке придумывали свои названия предметам, это нисколько не волновало вятичей и кривичей.

Поляне, древляне, волыняне, вятичи, кривичи и другие восточные славяне – предки русских, белорусов и украинцев – обживали совсем другую территорию. И им важно было договориться друг с другом – о том, как шкурами меняться и земли пахать. Не говоря уже о том, что разноплеменная молодежь иногда позволяла себе влюбляться и заводить семью на другой стороне леса. И родственникам опять же приходилось договариваться. И даже вместе свадьбы гулять.

Я вас очень обижу, когда предположу, что они не очень стремились изучать английский язык, если даже подозревали - где-то в тумане есть большой прогрессивный остров, на котором их отдельные потомки захотят получить образование?

Наши предки были, быть может, менее продвинутыми, но куда более прагматичными. «Кому надо – тут выучит», - вполне здраво рассуждали они. И продолжали мирно лугзать семечки с соседями из близлежащей деревни, что относила себя к другому племени. Хоть горшком назовись, только не дерись. Так и росли безродные космополиты. Или интернационалисты – не знаю, как лучше назвать людей, которые сумели вместе освоить самую большую территорию в мире. Да еще и сохранить ее аж до конца ХХ века.

Вместе они были сила. И когда сгущались тучи - брали вилы, заряжали пушки, бросались на амбразуры. В общем, отстаивали свою территорию. Инки жили далеко, помочь им защититься от европейских благодетелей было некому. Осталась только повесть «Последний инка», а чуть северней «Последний из могикан» - поскольку туда как раз те самые прогрессивные англичане подъехали.

Я однозначно вас обижу, если расскажу, что со съемок международного проекта в Бобруйске моя дочь привезла выражение «broken Russian» (сломанный русский) - так называли иностранцы, знакомые с Москвой, язык увиденных вывесок.

Ломайте и дальше, господа, тот прекрасный язык, который объединил племена и народы, дал великую литературу, не сравнимую для меня ни с какой в мире.

Бедный Пушкин, и не подозревал, что когда-нибудь появятся на свет шушкевичи, порошенко, зеленские... Фарионы, прости Господи! Иначе бы не написал так простодушно:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Хотела написать кое-что порезче в адрес отдельных потомков сопредельных племен, но вспомнила последнюю строчку стихотворения, где поэт строго предупредил меня:

... не оспаривай глупца.

********

Главное забыла сказать. Помните, о чем сказано - разделяй и властвуй?

Нас разделяют, чтобы властвовать - над вами, кричащими до разрыва гланд о свободе и суверенитете. Над вашими полями и лесами. Над душами вашими. Хотя это последнее, что им нужно, конечно... Вам голливудских мультиков накидали, вы и рады стараться. Майданьте дальше. Мы переживем.

Не знаю, чем все это украсить. На ум приходит только Вавилонская башня. Она ведь тоже про языки. И разделенные барьером непонимания народы.

-6