О хрущёвских временах написано много. По косточкам разобран его приход к власти и руководству страной. Произведён тщательный анализ его деятельности и последствий принятых им решений. Можно увидеть некоторые плюсы, гораздо больше минусов, но главным с моей точки зрения является то, что именно с его правления начался развал СССР.
В этом очерке я подхожу к этому времени только со своей личной точкой зрения. Думаю, имею право: учился при Хрущёве, двадцать лет отработал и руководил отраслевыми подразделениями при Брежневе и столько же лет преподавал в родном ВУЗе при Брежневе и Горбачёве. Окончил два института и получил учёное звание. Своего мнения никому не навязываю - только добавлю то, что видел собственными глазами, что чувствовал, думал и как всё это повлияло на мою жизнь (читай на жизнь таких, как я). Сложное и противоречивое было время.
В 1961 году я поступил в Воронежский лесотехнический институт на факультет «Эксплуатации автомобильного транспорта» Почему факультет оказался в лесотехническом институте – это загадка. Где-то, кто-то принял решение о перемещении трёх факультетов строительного института в лесотехнический! Автомобильный, Автодорожный и МТД – механическая технология древесины, где изучали технологию столярно-строительных изделий и оборудование для производства окон и дверей. И, если последний и имеет отношение к древесине, вернее к её переработке, то первые два уж никак…
Я знаю в истории лесотехнических ВУЗов страны ещё один пример такого «присоединения» или создания, точно сказать не могу: это Московский лесотехнический институт в Мытищах. В нём есть два факультета ФАС и ФЭСТ (факультет автоматизированных систем и электронных), которые относились к космическому ведомству Королёва, располагающегося рядом, в подмосковном городе Калининград – ныне г. Королёв. Находясь на курсах повышения квалификации в Мытищах, я посещал (из любопытства) подмосковный Калининград – туда можно было проехать из Мытищ на обыкновенном троллейбусе.
Но тут, скорее всего размещение этих, совсем уж далёких от леса факультетов, вызвано, возможно, конспирацией, а мой автомобильный не в какие ворота не лез!
Вообще-то, отвлекаясь от темы, объединение и разъединение ВУЗов и их переименование - тема отдельная и скорее конспирологическая.
Знаю, что это происходит по всей стране и у нас в городе в частности. Вот, например, сейчас в Воронеже объединили Политехнический институт и Строительный в какой-то «опорный» университет. Для этого Минобрнауки выплатит Воронежу на создание «опорного» 150 млн. руб. У меня такое ощущение, что для этого всё и делалось. Нам что, денег девать некуда? Чем старые, проверенные и эффективные институты провинились? Мода, глупость, деньги или ещё что?
В мои молодые года ходил анекдот про бордель, терпящий финансовый крах. Созвали совещание, на котором приняли решение сделать ремонт, закупить мебель и расставить её в соответствии с требованиями фэншуй.
Старый сторож, дядя Вася, услышавший про непонятный ему фэншуй, пробормотал себе под нос:
- До революции, когда доходы падали, кровати не переставляли, - девиц меняли, вот и весь фэншуй, будь он неладен!
Не думаю, что Санкт-Петербургский Императорский лесной институт (его окончил мой дед в 1913г.), основанный в 1803 году, выиграл бы, если его обозвали университетом. Его выпускники без звания университета составили славу лесной науке в мире: Морозов, Соболев, Огиевский, Каппер и другие учёные лесоводы – имена известные не только в нашей стране.
Ну, ладно, чем бы дитя не тешилась… Лучше поговорим о самом наболевшем: об образовании. Какое он было в Хрущёвские времена? Отличное, но и тут безграмотный генсек (Никита Хрущёв не закончил до революции даже двухлетнюю церковно-приходскую школу. Уже будучи крупным партийным руководителем, он получил «корочки» рабфака, а затем и Промышленной Академии, но, думаю, всем понятно, как это всё получали) влез в прекрасную систему, разработанную и внедрённую министром высшего и среднего образования - умницей и крупным учёным Вячеславом Петровичем Елютиным.
Именно он создал позднесоветскую вузовскую систему, чьи птенцы сейчас сидят в научных лабораториях едва ли не всех стран мира.
Многие ли помнят этого выдающегося государственного деятеля? Не думаю… Не поленитесь и поинтересуйтесь жизненным путём Елютина. Всё поймёте сами, а после сравните с нынешними министрами.
Большой советский учёный Сергей Капица крайне деликатно отозвался о нынешних руководителях образованием, назвав их «крайне близорукими». Но тем не менее, пояснил вполне конкретно:
- Наше руководство образованием как раз и находится на этой самой низшей ступени развития. Оно и наукой не занимается, не знает её по существу, но берёт на себя право учить других, как надо заниматься наукой и образованием.
Советскую систему образования считали одной из лучших в мире. Почему? – спросите вы. Да потому, что она выполнила задачи обеспечения научно-техническими кадрами для огромного рывка в космосе, в военно-промышленном комплексе и народном хозяйстве.
Вот что говорил по этому поводу Президент Соединённых Штатов Джон Кеннеди:
- Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.
А вот слова современного кумира продвинутой молодёжи Билла Гейтса на выступлении перед американскими губернаторами:
- Если мы не хотим, чтобы Америка окончательно превратилась в страну идиотов, в страну тупиц, мы должны покончить со ВСЕМИ ТЕСТИРОВАНИЯМИ, с этими играми бесконечными и должны ВЕРНУТЬСЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, потому что американцы перестали быть интеллектуалами.
Ну, как вам после этих слов? Скажу вам, что ещё в средневековье, в далёком 1534 году, девизом созданного ордена иезуитов было «Цель оправдывает средства». Орден вершил государственные вопросы мирового масштаба, и самым эффективным способом воздействия иезуитов на общество являлось образование.
Иезуиты говорили:
- ХОЧЕШЬ ПОБЕДИТЬ ВРАГА – ВОСПИТАЙ ЕГО ДЕТЕЙ. И они воспитывали… Вот точно так сейчас и воспитывают наших детей! Кто? Думаете, вернулись иезуиты? Как бы не так, наши либералы стараются! Льют крокодиловы слёзы по советской системе воспитания и образования, а сами продолжают находится в парадигме порочной для Российского государства Болонской системы, которая приведёт страну к краху, как только кончаться наработки СССР!
В чём обвиняли советскую систему образования? За идеологию коллективизма, без которой невозможно любое воспитание и за упор на теорию, а не на практику. Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и слабые связи полученных знаний с жизнью. Тем не менее, недостаток практического опыта не помешал воспитать великих конструкторов, инженеров.
А что же с этим пресловутым опытом? Расскажу на своём примере, для чего вернёмся в 1961 год.
Публикации в прессе о необходимости сближения учёбы с производством впервые прозвучали в середине пятидесятых, на которую мы не обращали никакого внимания, не понимая, что затеваются решения, которые коснуться молодёжи непосредственно.
По идее, они должны были сблизить учебу с производством и начиналось все со школы. «Трескотню» по поводу этого «сближения» в прессе мы все помним, но никогда бы мне в голову не пришло, что это сближение будет настолько для нас близким. В 1958 году был принят закон «О развитии системы народного образования в СССР». Обязательным становилось 8-летнее школьное образование. Все, кто хотел получить среднее образование, должен был учиться в среднем профтехникуме либо в средней политехнической школе с производственным обучением, либо в заочных и вечерних школах.
Школы приспособились. В них столярничали, слесарили, крутили токарные и фрезерные станки, а в высшей школе учеба, поступивших в ВУЗ вчерашних школьников, в течении двух лет совмещалась с работой на производстве.
Причинами таких решений послужила острая нехватка квалифицированной рабочей силы, так как основная масса выпускников школ стремилась к продолжению учебы в ВУЗах и не шла на производство. Хрущев выдвинул лозунг: «Укрепить связь между школой и жизнью». Ну, и укрепил, напрочь! С отставкой Хрущева в 1964 году средняя школа опять стала десятилетней, а система двухгодичного вечернего обучения отменена. Она не выдержала проверку времени, но коснулась меня непосредственно. Да так «коснулась» что я вынужден был поменять профессию.
Как это было на практике: студентов первого курса автомобильного факультета собрали и объявили, что на факультете создаются две группы: одна ускоренная, со временем учебы пять лет по специальности эксплуатация автомобильного транспорта (с двумя подгруппами: ремонт и эксплуатация) и в ней будут учиться только студенты, отслужившие армию и студенты, имеющие за спиной полный двухлетний производственный стаж. Остальные будут учиться шесть лет, вместо пяти и по другой, смежной специальности: «трактора и автомобили лесного хозяйства и лесной промышленности».
Для бывших «школьников» вводилась на два года система вечернего обучения с обязательной работой на предприятиях лесного комплекса. А он, этот комплекс находился в разных областях страны.
Моя группа выезжала на постоянную работу в леспромхоз во Владимирской области вблизи города Гусь Хрустальный. Экзамены у нас должны были принимать институтские преподаватели прямо на месте, без отрыва от производства.
Это была катастрофа! Во-первых, я поступал не на трактора, а на эксплуатацию автомобилей и на каком основании, без моего желания меня переводят на другую специальность? Почему я должен уехать на два года в этот Гусь, хотя он был и Хрустальный?
Во-вторых, почему я должен учиться по вечерней схеме? В-третьих, я жил с престарелыми бабушкой и дедушкой в частном доме, где надо было топить печки, приносить уголь, приносить из лавки керосин (готовили на керогазе), чистить от снега дорожки, длина которых составляла около пятидесяти метров! Всего не перечислишь. Стариков я бросить не мог…
Среди студентов началась паника. Посыпались заявления об отчислении, некоторые студенты сумели перевестись в другие ВУЗы Воронежа, которые не отправляли студентов на работу в другие города, а я вместе с двумя приятелями перевелся внутри института на факультет механической технологии древесины (МТД), который выпускал инженеров-механиков для деревообрабатывающей и мебельной промышленности.
Так Хрущ, как мы все его называли или царь Никита, без моего желания круто изменил мою судьбу на всю оставшуюся жизнь и я стал мебельщиком, вместо автомобилиста. Как говорил известный персонаж:
- Судьба играет человеком, а человек играет на трубе!
Продолжение следует...
...
Ссылка на первый очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/pochemu-liudi-hotiat-vernutsia-v-sovetskoe-proshloe-61049c691586531e674b79f2
Ссылка на второй очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/v-provinciiah-sssr-1953-god-ocherk-2-6105ea2175ac2b0843e42c11
Ссылка на третий очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/sssr-poslevoennye-deti-ocherk-3-61088868eb5bfd334af24bae
Ссылка на четвёртый очерк https://zen.yandex.ru/media/lakutin/sssr-ocherk-4-poslevoennoe-stroitelstvo-glazami-podrostka-6109df0c5d0991038a592868
Ссылка на пятый очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/sssr-chem-zanimalis-poslevoennye-deti-vo-chto-igrali-kumiry-nashego-pokoleniia-ocherk-5-610b77b95105602b2efe7cbd
Ссылка на шестой очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/sssr-komsomol-i-festival-ocherk-6-6110748514da4321f44848fe
...
Фото к публикации из интернета по лицензии Creative Commons
...
Автор: Вадим Гарин
https://proza.ru/avtor/vagarin1yandex
С удовольствием ПРИНИМАЕМ на публикацию не опубликованные ранее истории из жизни, рассуждения, рассказы, повести, романы.
!Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются (даже очень)!
...
официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/
Почта :Lakutin200@mail.ru
Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin
Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/
Твиттер https://twitter.com/nikolaylakutin
Facebook https://www.facebook.com/NikolayLakutin
Канал в Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/lakutin
Так же у нас есть Канал на Youtube "Николай Лакутин" https://www.youtube.com/channel/UCB9OzOjkZjkSTJgsGMsjiqA