Литература вмещает в себя все. Кто только не писал об ангелах, начиная с ветхозаветного Еноха и заканчивая модным современным Бернаром Вербером. Ангелы оставили свой след во всех жанрах, направлениях и ответвлениях, для одних авторов они — источник вдохновения (порой даже мистического), для других — палочка-выручалочка, эдакий «рояль в кустах» в виде небесного воителя с крыльями и мечом огненным. О фильмах уж и говорить нечего.
А есть гении.
Анатоль Франс написал «Восстание ангелов» в начале двадцатого века, задолго до того, как божественных вестников начали нещадно экплуатировать все, кому не лень (а чаще — как раз именно те, кому лень создавать оригинальные сюжетные ходы). История о том, как падшие ангелы создали организацию с целю подготовки всемирной революции, само собой - во Франции — главном оплоте республиканских ценностей в насквозь монархической Европе конца девятнадцатого века. Революции всемирной в максимально исчерпывающем значении этого слова — сначала на Земле, а затем и на небесах, дабы под предводительством Сатаны наконец совершить переворот и занять небесный престол.
Абсурд, скажете вы? Отнюдь.
Конечно же, «Восстание ангелов» - это прежде всего сатира. Причем такая мощная, что после выхода романа на Франса ополчились сразу все. Католическая церковь внесла роман в «Реестр запрещенных книг», революционеры обозвали Франса реакционером, а реакционеры — анархиствующим социалистом. Для полноты сюрреалистической ситуации можно добавить еще один штрих — первым опубликованным вариантом романа остался недоволен и сам автор, уничтоживший в итоге весь тираж и заново переписавший и значительно расширивший книгу.
С тех пор книга выдержала огромное количество переизданий, в том числе и в СССР, несмотря на то, что в романе Франс откровенно издевается над «революционными кругами», выставляя их бестолковыми прожектерами, откровенными маргиналами и идеалистически настроенными террористами. Франсу прощали это за антирелигиозную подоплеку романа, списывая его «недостатки» на то, что роман был написан под впечатлением от провала революции 1905 года в России.
Конечно же, «Восстание ангелов» на самом деле далеко выходит за рамки банального антиклерикального пасквиля. Начать с того, что основной посыл его не столько атеистический, сколько скорее гностический — вместе с героями читатель постепенно узнает от различных падших ангелов, что ангелами и людьми на самом деле правит не Творец, а лишь злокозненный и ограниченный Демиург, обманом и хитростью захвативший власть над одним из бесконечного множества миров Вселенной, и в этом смысле и первое восстание Люцифера и новая подготавливаемая революция — не великое противостояние Добра и Зла, а лишь стычка местного значения между фракциями, борющимися за власть.
Читая роман, понимаешь, почему на него ополчились столь противоположные по своей идеологии круги. Ангелы Франса, на первый взгляд, вроде бы и соответствуют традиционнному представлению о них, как о гордых низвергнутых духах, но при более близком знакомстве выясняется, что многие из них покинули Небесный Престол исключительно по своим личным мотивам — например, любовь к женщине или страсть к наживе. Ангелы-революционеры ведут себя совершенно по-человечески: сколачивают состояния, пишут скверные опереттки, напиваются, мастерят бомбы для террористических актов, прелюбодействуют и клянчат у меценатов деньги на всемирную революцию. Подозреваю, что обида на роман была вызвана тем, что многие попросту узнали себя в его персонажах…
Несколько наособицу в романе стоит фигура Сатаны. Как непосредственный персонаж он появляется лишь ближе к концу, для того, чтобы увидеть пророческий сон, в котором восставшие ангелы побеждают, захватывают власть на небесах, и Сатана становится новым богом, а свергнутый бог — Сатаной, немедленно принимаясь готовить собственное восстание. Сатана понимает, что в таком будущем мир ждет лишь бесконечный дуалистический круговорот насильственной смены власти на Небесах, и решает разорвать его, отказавшись от восстания. Автор как бы оставляет вопрос висеть в воздухе: действительно ли это решение проблемы, или лишь попытка скрыть ее, назвав новым естественным порядком вещей?
Не стоит, однако, за всеми философскими, политическими и сатирическими достоинствами романа забывать о главном — как же здорово это написано! Это вам не унылое ЛитРПГ или, прости господи, бояръанимэ. Это, друзья мои, настоящая литература, не проза, но Проза. Именно так, с большой буквы.
В общем, если вам вдруг станет интересно, что произойдет, если ангел-хранитель вдруг увлечется натурфилософией и политическими трактатами — читайте «Восстание ангелов» Анатоля Франса.