Найти тему
Библио-лаборатория

"Восстание ангелов" - роман о небесной революции и несбывшихся земных надеждах

Литература вмещает в себя все. Кто только не писал об ангелах, начиная с ветхозаветного Еноха и заканчивая модным современным Бернаром Вербером. Ангелы оставили свой след во всех жанрах, направлениях и ответвлениях, для одних авторов они — источник вдохновения (порой даже мистического), для других — палочка-выручалочка, эдакий «рояль в кустах» в виде небесного воителя с крыльями и мечом огненным. О фильмах уж и говорить нечего.

А есть гении.

Анатоль Франс написал «Восстание ангелов» в начале двадцатого века, задолго до того, как божественных вестников начали нещадно экплуатировать все, кому не лень (а чаще — как раз именно те, кому лень создавать оригинальные сюжетные ходы). История о том, как падшие ангелы создали организацию с целю подготовки всемирной революции, само собой - во Франции — главном оплоте республиканских ценностей в насквозь монархической Европе конца девятнадцатого века. Революции всемирной в максимально исчерпывающем значении этого слова — сначала на Земле, а затем и на небесах, дабы под предводительством Сатаны наконец совершить переворот и занять небесный престол.

Абсурд, скажете вы? Отнюдь.

Конечно же, «Восстание ангелов» - это прежде всего сатира. Причем такая мощная, что после выхода романа на Франса ополчились сразу все. Католическая церковь внесла роман в «Реестр запрещенных книг», революционеры обозвали Франса реакционером, а реакционеры — анархиствующим социалистом. Для полноты сюрреалистической ситуации можно добавить еще один штрих — первым опубликованным вариантом романа остался недоволен и сам автор, уничтоживший в итоге весь тираж и заново переписавший и значительно расширивший книгу.

Иллюстрация Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», к которой в тексте романа есть несколько отсылок
Иллюстрация Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», к которой в тексте романа есть несколько отсылок

С тех пор книга выдержала огромное количество переизданий, в том числе и в СССР, несмотря на то, что в романе Франс откровенно издевается над «революционными кругами», выставляя их бестолковыми прожектерами, откровенными маргиналами и идеалистически настроенными террористами. Франсу прощали это за антирелигиозную подоплеку романа, списывая его «недостатки» на то, что роман был написан под впечатлением от провала революции 1905 года в России.

Конечно же, «Восстание ангелов» на самом деле далеко выходит за рамки банального антиклерикального пасквиля. Начать с того, что основной посыл его не столько атеистический, сколько скорее гностический — вместе с героями читатель постепенно узнает от различных падших ангелов, что ангелами и людьми на самом деле правит не Творец, а лишь злокозненный и ограниченный Демиург, обманом и хитростью захвативший власть над одним из бесконечного множества миров Вселенной, и в этом смысле и первое восстание Люцифера и новая подготавливаемая революция — не великое противостояние Добра и Зла, а лишь стычка местного значения между фракциями, борющимися за власть.

Падение мятежных ангелов, Питер Брейгель Старший
Падение мятежных ангелов, Питер Брейгель Старший

Читая роман, понимаешь, почему на него ополчились столь противоположные по своей идеологии круги. Ангелы Франса, на первый взгляд, вроде бы и соответствуют традиционнному представлению о них, как о гордых низвергнутых духах, но при более близком знакомстве выясняется, что многие из них покинули Небесный Престол исключительно по своим личным мотивам — например, любовь к женщине или страсть к наживе. Ангелы-революционеры ведут себя совершенно по-человечески: сколачивают состояния, пишут скверные опереттки, напиваются, мастерят бомбы для террористических актов, прелюбодействуют и клянчат у меценатов деньги на всемирную революцию. Подозреваю, что обида на роман была вызвана тем, что многие попросту узнали себя в его персонажах…

Несколько наособицу в романе стоит фигура Сатаны. Как непосредственный персонаж он появляется лишь ближе к концу, для того, чтобы увидеть пророческий сон, в котором восставшие ангелы побеждают, захватывают власть на небесах, и Сатана становится новым богом, а свергнутый бог — Сатаной, немедленно принимаясь готовить собственное восстание. Сатана понимает, что в таком будущем мир ждет лишь бесконечный дуалистический круговорот насильственной смены власти на Небесах, и решает разорвать его, отказавшись от восстания. Автор как бы оставляет вопрос висеть в воздухе: действительно ли это решение проблемы, или лишь попытка скрыть ее, назвав новым естественным порядком вещей?

-4

Не стоит, однако, за всеми философскими, политическими и сатирическими достоинствами романа забывать о главном — как же здорово это написано! Это вам не унылое ЛитРПГ или, прости господи, бояръанимэ. Это, друзья мои, настоящая литература, не проза, но Проза. Именно так, с большой буквы.

В общем, если вам вдруг станет интересно, что произойдет, если ангел-хранитель вдруг увлечется натурфилософией и политическими трактатами — читайте «Восстание ангелов» Анатоля Франса.