Найти тему
Ольга Пурчинская

#ИскуссивоСредневековья. Турция. Часть вторая

Турецкая средневековая архитектура отличается логической завершенностью безупречно простроенного, тщательно продуманного художественного образа. Декоративные элементы выделяются своей четкой формой и тщательной, несколько суховатой прорисованностью. Эти традиции наиболее четко себя проявили в здании мечети Ахмеда I, созданной в 1609-1617 годах по проекту архитектора Мехмета Аги. Это одно из самых красивых культовых сооружений Стамбула, и в Средние Века оно было основной площадкой для религиозных обрядов и церемоний. Важнейшие празднества и ритуалы проходили в присутствии высочайших гостей, в том числе султана.

Мечеть Ахмеда I, она же Голубая (Синяя) мечеть. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Мечеть Ахмеда I, она же Голубая (Синяя) мечеть. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

По периметру сооружения симметрично расположены шесть минаретов. Молитвенный зал поистине огромен и способен единовременно вместить несколько тысяч человек. Стены его облицованы белыми, зелеными и голубыми глазурованными плитками, декорированными сложными орнаментами искусной работы. Когда через разноцветные окна проходит свет, пространство зала наполняется таинственным холодным мерцанием изразцов. В этом завораживающем, почти сказочном блеске доминируют многочисленные оттенки синего. Мечеть Ахмеда I за пределами исламского мира больше известна как Голубая или Синяя.

Крепость Румелихисар. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Крепость Румелихисар. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Османская империя, в частности, турецкая территория, с особым вниманием подходила к процессу создания оборонительных сооружений. В пролив Босфор любая флотилия могла попасть только после того, как преодолеет ряд крепостей, расположенных как с восточной стороны, так и с западной. Всем гостям Стамбула, прибывавшим в стольный град по морю, открывалась восхитительная панорама с узнаваемыми силуэтами старинных мечетей с одной стороны и живописный вид на крепость Румелихисар (построена в XV веке). Ее стены с башнями спускаются к водной границе.

Дворцовый комплекс Топкапы. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Дворцовый комплекс Топкапы. Стамбул. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Дворцовый комплекс Топкапы (берег бухты Золотой Рог) с XVIII века играл роль официальной резиденции султана. Живописное сооружение на фоне прекрасной восточной природы представляет собой несколько отдельных небольших изящных домов с последовательно расположенными вокруг них дворами с красивыми цветниками и парками. Стены зданий декорированы изразцами, на которых изображены букеты тюльпанов и красных гвоздик, а также кипарисы. Все это пестрое великолепие рельефно выделяется на белом фоне плиток. Главный дворец комплекса по всему периметру окружен крепостными стенами. Вход в место обитания султана осуществлялся через парадные ворота.

Турецкая живопись эпохи Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Турецкая живопись эпохи Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Турецкая средневековая живопись - это, главным образом, книжная миниатюра второй половины XVI века. Относительно шедевров иранских мастеров работы османских живописцев представляются более прозаичными, повествовательными, конкретными в изображении бытовых деталей и ситуаций. Несмотря на некоторую условность, изображения, созданные руками турецких художников, при внимательном взгляде оказываются значительно ближе к реальности.

Одна из двадцати иллюстраций к рукописи "История султана Сулеймана". Фотография взята их свободных источников на просторах Интернета
Одна из двадцати иллюстраций к рукописи "История султана Сулеймана". Фотография взята их свободных источников на просторах Интернета

Средневековая рукопись «История султана Сулеймана» включает в себя не менее двух десятков достаточно крупных миниатюр, на которых изображены будни и праздники правителя и его придворных: охота, дворцовые приемы, военные походы, паломничества и т.д. Это и ценные исторические документы, и богатый искусствоведческий материал, поскольку, созерцая их, можно увидеть множество важных деталей, понять характер нарисованных владык, и особенности их жизни, и отношения внутри кланов, и многое другое.

С началом XVIII века в искусство Османской империи, в частности, в турецкую книжную миниатюру, стремительно начали внедряться европейские тенденции, в работах восточных мастеров все более явно проступал легко узнаваемый стиль Старого Света.

Турецкая посуда из керамики эпохи Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Турецкая посуда из керамики эпохи Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

В декоративно-прикладном искусстве Турции доминировала керамика. Производство этого ценного сырья осуществлялось, главным образом, в городе Изника. Яркие, многоцветные росписи глиняной утвари декорировались чаще всего ветвями кипарисов, отдельными цветами и букетами, а еще - изображениями лодок с особым слегка скошенным парусом, зданий и животных.

Драгоценный турецкий бархат, вышитый вручную золотыми нитями. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Драгоценный турецкий бархат, вышитый вручную золотыми нитями. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Цветочные узоры и орнаменты предназначались для украшения драгоценных материалов - шелка, бархата, атласа и парчи. В турецких музеях представлены одеяния султанов и их ближайшего окружения во всем их великолепии. Ткани расшиты и расписаны вручную, щедро отделаны золотом, серебром, отборными рубинами, сапфирами, изумрудами, алмазами и крупным жемчугом. Достойный ансамбль с нарядами составляют лучшие образцы восточного средневекового оружия.

Средневековый Ушак. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Средневековый Ушак. Турция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Турецкий город Ушак - один из крупнейших центров коврового производства. Результатом кропотливой ручной работы становились настоящие шедевры в виде звездного неба или живописных цветочных орнаментов. Среди мусульман были очень популярные небольшие молитвенные коврики (намазлыки), которые декорировались символическим изображением михрабной ниши; также там присутствовали узоры со стилизованными кувшинами с водой (напоминание о необходимой процедуре омовения рук и ног).

Еще один важный вид декоративно-прикладного искусства Турции - изделия из художественно обработанной слоновой кости, дерева, кожи и металла. Эти предметы отличаются тонкой, глубоко эстетической работой. Особое место занимает холодное оружие с чеканкой и инкрустацией перламутром и драгоценными камнями.

Источник: http://artrepriza.com/mem/2202-iskusstvo-blizhnego-i-srednego-vostoka-chast-dvenadcataya.html