Найти тему
Блог студии Снегири

Как снять свой первый фильм?

Оглавление

Это история скорее провала, чем поражения. С теми сложностями, с которыми столкнулся автор этого материала сталкиваются многие режиссеры и сценаристы, которые пробуют снять свою первую работу и, возможно, эта статья поможет вам их избежать.

Я прочитала статей десять на тему тайм-менеджмента, статей двадцать о съемке короткого метра. Вебинары, лекции и книги вместе взятые исчислению, наверное, уже не поддаются. Человек я взрослый, знаю, что надо сначала читать инструкцию. А инструкция не сработала.

Короткий метр после прочтения почему-то так и не снялся сам собой, режиссеры не бегали за мной толпой по улицам с просьбой взять их в команду, а критики, зараза, не написали ни слова о моей гениальности. И как, скажите, дальше жить вот так, непризнанным гением?

Лучший рецепт для выполнения задумки - четкая задача и хотя бы примерный путь к ней.  Об этом и поговорим дальше.

-2

Первое, что надо сделать - действительно сесть и писать, а не оставлять себе многозначительные заметки в телефоне (сценарий был написан в феврале 2019-го, а съемки начались вообще в апреле)

-3

Короткий метр по моему (уже написанному) сценарию - задача вполне себе четкая. Дальше, думаю, ищу актеров - мне всего шесть человек надо. Режиссера, оператора - этих вообще воз и маленькая тележка, просто выберу понравившегося, и все на мази.

Тем, кто уже что-то снимал, смешно, наверное. А мне не было.

Сначала потому, что я серьезно считала, что главная проблема в том, чтобы дописать сценарий, а не в том, чтобы снять.

Насколько же я ошибалась, и как же это классно, когда зависит все только от тебя. Но кино - это коллективное искусство.

Список того, на что надеяться не надо:

  • Удача - она может быть с вами, может, без вас, но самое главное - вы должны мочь без нее
  • Ваша харизма - см. строку про удачу.
  • Знакомство с актерами и перформерами (на это, надо сказать, я сделала самую большую ставку и больше всего, разумеется, прогорела)

Распространенные причины неудачи:

-4
  • Шаблонный ответ (если вы - начинающий, а ваш друг - уже актер театра, кино или чего-то еще).
-5
  • Ваш сценарий интересен вам. Остальных придется убеждать, умасливать или искать тех, кто с вами на одной волне (утопический, но реальный вариант).

Прочие причины неудачи:

  • Деньги (даже если вы из тех творческих, у которых они есть, просто поверьте - не спасут они от провала).
  • Желание помочь ближнему своему (сто пудов вам ответят что-то в стиле «я уже наснимался в ученических работах, прости»).
  • Желание насниматься в ученических работах (оно есть лишь в том случае, если вы - друзья, коллеги, однокурсники и вам всем это выгодно в какой-то мере).
  • Все остальное, что вы можете себе придумать в киношной истории о том, как вы легко сняли короткий метр.

Больше о распределении бюджета и других факторов в материале как написать короткометражный фильм >>>>>

-6

Это был спойлер.

До составления этого списка я кинула клич всем знакомым актерам. Кому его кидать, если у вас нет знакомых актеров? Незнакомым актерам. Я маньячно шерстила соцсети и сохраняла ссылки на страницы. Работа в SMM сделала свое дело, поэтому с целевой аудиторией моего мероприятия проблем не было - эти творческие, странные, прекрасные и местами непонятные нашлись сразу же. Что дальше надо сделать с ЦА? Прощупать почву: как к ним обращаться, что говорить, каким языком говорить, придумывать или быть откровенно честным?

Черт его знает, подумала я и попробовала все сразу.

-7

Будьте готовы сразу отвечать на множество самых разнообразных вопросов и не бойтесь сморозить глупость в ответ - неудачный опыт тоже опыт.

Из этого процесса я поняла одно: если начал врать - не ври по телефону. Потому что не успеешь загуглить ответ на щекотливый вопрос. Вообще врать не стоит.

По-хорошему, перед коротким метром стоит поснимать ученические этюды и пройти это девять кругов ада несколько раз, чтобы сложился правильный паттерн поведения в этой ситуации: съемка должна быть априори позитивным мероприятием, должна быть в удовольствие, порождать бабочек в животе и легкий мандраж от смеси эндорфина и адреналина в крови. Если шило в предназначенном ему месте доставляет дискомфорт - идите снимайте сразу, но помните, что если получилась туфта - не стоит рвать на голове волосы, туфту всегда можно переснять.

Мораль: не бойтесь первых пяти отказов. И первые десять ничего не значат. И двадцать. Главное - ставьте себе дедлайн: к такой-то дате у вас на руках фильм. Пусть тяп-ляп, пусть не такой, как вы задумали, не идеальный и вообще все не так. Но вы проделали работу, вы - молодец. Если вы работаете над идеей только как сценарист, вообще будьте готовы к тому, что передавая свое детище в руки режиссера, на выходе получите нечто вовсе не похожее на ВАШ фильм.

Шестизарядный ( 2004 )
Шестизарядный ( 2004 )

Как найти режиссера для своего первого фильма?

Допустим, сценарий готов. Актеры уже на низком старте - ждут, пока вы скажете, куда и ко скольки приезжать на съемку. Кто будет снимать?

Тут нужно снова пройти эту эпопею с отказами, притирками, обсуждениями, убеждениями и прочим. Важно понимать: готовы ли вы что-то менять ради оживления сценария или будете до последнего настаивать на своем до конца.

  • Вариант 1

Вы передаете сценарий режиссеру: + договориться легче - в его работе будет творческая составляющая + опыт совместной работы - надо держать себя в руках, когда вам предлагают выкинуть значимую для вас сцену, потому что "ну это вообще пустое экранное время, это уберем".

  • Вариант 2

Вы топите за свою идею и ни пяди врагу: + вы снимете нечто максимально приближенное к задуманному + прокачаете навык убеждения и отстаивания своих интересов - скорее всего, вы либо будете снимать сами, либо придется платить оператору за съемку.

В первом случае возвращаемся к первой части статьи, заменяя слово актер на режиссер, проделываем ту же работу. Во втором - не строим иллюзий, на этапе поиска актеров и того самого режиссера, что с вами на одной волне, начинаем искать аппаратуру для съемок и платного оператора, мониторим программы для монтирования видео, помним, что часики тикают прямиком к вашему дедлайну.

Бутылочная ракета (1995 )
Бутылочная ракета (1995 )

Монтаж и доработка

Вот короткий список программ, с помощью которых вы можете сварганить свой первый фильм:

  • приложение Videoshow - можно работать прям в телефоне, где угодно, самостоятельно разобраться просто, но ест качество и не подойдет для длинных видео
  • Adobe Premiere - для таких как я, потерявших надежду на идеального режиссера и решивших брать совершенно все в свои руки
  • Movavi Video Suite - на русском, можно смонтировать целый фильм, еще и сабы добавить, клип сделать, видео короткое, да что угодно - 33 удовольствия
  • Киностудия Windows 2012 (Movie Maker) - старый добрый муви-мейкер, проверенный временем и поколениями

Выбирайте любой и учитесь монтировать - поверьте, вам так или иначе это в жизни пригодится.

Дальше изучаем закон о СМИ и авторское право, чтобы не получить однажды письмо счастья с повесткой в суд.

И идем снимать.

Последнее скажу - первые разы будут очень сложными. Это и выход из зоны комфорта, и разочарование, и радость, и страх, и волнение. Много там эмоций разных. Снимайте просто побольше материала, чем вам кажется нужным - на этапе монтирования сто процентов окажется, что ваши предполагаемые пять минут фильма сократятся до одной, а все остальное отснятое - не подходит, мешается, не так и не то. И не забывайте о том, что творчество - оно живое, и если что-то идет не по плану, то пусть, главное, идет, а не стоит, импровизация - наше все!

Больше материалов:

Дэвид Линч, Поймать большую рыбу - конспект книги >>>>>

Зачем снимать короткометражное кино? >>>>>

Как придумать интересный сюжет >>>>>

Базовый курс сценаристов, что это такое? >>>>>

Материал студии Снегири.