Богата земля русская талантами! Шедевры многих отечественных живописцев мы можем видеть как в столичных, так и провинциальных музеях страны. Но так уж случается, что многих авторов замечательных полотен мы просто не знаем. Их фамилии ни о чем нам не говорят. На слуху картины Левицкого, Рокотова, Брюллова, Репина, Левитана, Айвазовского… Репродукции многих их картин мы с детства видели в учебниках истории, литературы.
Однако были и другие мастера, чьи имена нам сегодня ни о чем не скажут. Мы просто не вспомним ни одной из их творений. Один из них - Алексей Егорович Егоров (1776-1851) – русский живописец и рисовальщик, мастер исторического жанра, автор картин религиозной тематики, калмык по происхождению, заслуженный профессор 1-й степени по живописной истории Императорской Академии художеств.
Точные дата и место рождения, как и сведения о родственниках Алексея Егорова, неизвестны. Он родился в калмыцком селении в 1776 году, а через шесть лет, в 1782-м, его подобрали и отвезли в Москву казаки. Найденыша определили в воспитательный дом, нарекли Алексеем Егоровым. Здесь же воспитатели заметили его способности к рисованию. Вскоре Егорова перевели в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств в Петербург, где он занимался у профессоров Ивана Акимова и Григория Угрюмова, увлекся графикой и рисованием с натуры.
В Императорской Академии художеств он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, отмеченные медалями за рисунки с натуры. В 1797 году он окончил курс, а в следующем году стал преподавателем в ней. В 1803 году был отправлен за границу, в Рим, где попал под влиянием Камуччини и Кановы, сторонников неоклассицизма. Они дивились его рисунку, строгости стиля и неподражаемой плодовитости. В сочинении он любил ясность, простоту и немногосложность, в колорите - естественность; кисть его была мягкая и смелая, пластическая естественность его фигур изумительна.
Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все - одни звали его великим русским рисовальщиком, другие - «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах. Однажды в Италии Егоров поспорил с местным живописцем: тот утверждал, что русские художники уступают в мастерстве итальянским. Тогда Егоров, не отрывая руки, изобразил на стене мелом фигуру человека. Его изображение получилось анатомически правильным и точным, и итальянец признал поражение. Папа римский Пий VII предлагал Егорову остаться в Риме и стать придворным художником Ватикана. Живописец отказался: он предпочел вернуться на родину и работать в Императорской Академии художеств.
В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»). В то же время он состоял преподавателем рисования императрицы Елизаветы Алексеевны и Александра I, который искренно его любил и дал ему прозвание «знаменитого» за то, что он в 28 дней написал в Царском Селе аллегорическую картину «Благоденствие мира», на которой было около 100 фигур в натуральную величину. Картину хотели повесить в Академии художеств, но несколько служащих не смогли справиться с этой задачей. Тогда на помощь пришел сам Егоров и закрепил полотно на стене в одиночку.
В 1812 году Егоров становится профессором исторической живописи Академии художеств, в 1831 году - профессором первой степени, а в 1832 году - заслуженным профессором. В 1825 году был пожалован чином коллежского советника, в котором состоял до конца жизни. На религиозные сюжеты он создал знаменитые картины «Явление Христа Марии Магдалине», «Сошествие Святого Духа на апостолов». В 1812 году Егорова признали знатоком исторической живописи и присвоили ему звание профессора, а в 1814-м он закончил картину «Истязание Спасителя», которую современники называли его лучшей работой.
Человек глубоко верующий, Егоров считал настоящим своим призванием религиозную живопись, в которой оставил видные следы. Из его произведений наиболее известны: «Святой Симеон Богоприимец», «Святое Семейство», «Истязание Спасителя».
Он признавал, что церковной живописью проповедует слово Божие, и охотникам писать с себя портреты предлагал искать других художников. Однако им написаны портреты княгини Евдокии Голициной, А. Р. Томилова, генерала-богача Шепелёва и ряд других.
Как учитель Егоров напоминал древних философов: братство и дружба соединяли его с учениками, которые готовы были всячески услуживать любимому учителю - подавать ему шинель, палку, зажигали фонарь и толпой провожали его до квартиры. Учил Егоров всегда на деле, личным указанием и исправлением рисунка, редко - кратким, отрывистым словом.
В 1840 году он был уволен от службы в Академии художеств, так как написанный им образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в счет оплаты царскосельских образов. Егоров сохранил статус действительного члена Академии художеств и звание заслуженного профессора 1-й степени.
Уволенный от службы в Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.
Егоров был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени, а также знаком отличия за XXXV лет беспорочной службы, умер в Петербурге в 1851 году. Был похоронен на Смоленском православном кладбище, недалеко от могилы своего тестя Мартоса. Перезахоронен в 30-х годах прошлого века на кладбище Александро-Невской Лавры.
Алексей Егорович был женат на Вере Ивановне Мартос (1799-1856), дочери скульптора И.П. Мартоса. Она умерла в Петербурге и похоронена на Смоленском кладбище. Вера Ивановна была его натурщицей для многих полотен. В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги - женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон, только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. В браке Егоров имел трех дочерей и сына. Евдоким Алексеевич Егоров закончил Академию художеств и стал художником по фарфору и фаянсу, гравером. С 1874 года работал в Париже. Под его руководством работали Репин, Якоби, Макаров, и др. известные художники.
В материале использованы материалы из открытого доступа Яндекс-картинки.