Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

В объективе — СССР. Моисей Наппельбаум и Георгий Зельма

Оглавление

Первые советские фотографы запечатлели, как государство менялось после революции. На их снимках появлялись известные партийные деятели и простые труженики, стройки и заводы, которые позже стали легендарными предприятиями. Фотографы добирались в самые отдаленные уголки СССР и создавали целые серии «о первых успехах коммунистического государства». Вспоминаем знаменитых мастеров и их работы.

Моисей Наппельбаум

Моисей Наппельбаум. Советский политический деятель Владимир Ленин. 1918. Петроград. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Моисей Наппельбаум. Советский политический деятель Владимир Ленин. 1918. Петроград. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Моисей Наппельбаум стал известным фотографом еще до революции. В 1896 году у него уже было собственное ателье на родине в Минске, а в 1912 году — в Петербурге. В 1918 году фотографа пригласили сделать снимок Владимира Ленина. Работа оказалась настолько удачной, что ему поручили подготовить портреты всех видных руководителей государства: Анатолия Луначарского, Феликса Дзержинского, Моисея Урицкого, Льва Троцкого, Иосифа Сталина, Льва Каменева. Про снимок Надежды Крупской Наппельбаум вспоминал: «Я сделал два погрудных снимка. Но вдруг увидел руки, так спокойно положенные на колени. Я понял, как великолепно довершают образ эти морщинистые, трогательные, заботливые руки большого человека. <…> Я постарался сделать изображение предельно скупо: скромная поза, скромное положение рук».

Моисей Наппельбаум. Поэт Александр Блок. 1920. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Моисей Наппельбаум. Поэт Александр Блок. 1920. Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1919 году Моисей Наппельбаум открыл первое фотоателье при ВЦИКе. Там он делал портреты не только чиновников, но и знаменитых артистов, писателей, художников. К фотографу приходили Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд и многие другие. В 1930-е годы Наппельбаум фотографировал советских академиков. В 1935 году на персональной выставке в Москве он выставил 400 работ. Вскоре Моисею Наппельбауму присвоили звание заслуженного артиста республики, чего до этого не удостаивался ни один фотограф.

Георгий Зельма

Георгий Зельма. Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе (фрагмент). 1925. Ташкент, Узбекская ССР. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Георгий Зельма. Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе (фрагмент). 1925. Ташкент, Узбекская ССР. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Георгий Зельма родился в Ташкенте в 1906 году. Его отец рано скончался, а мать с детьми после революции переехала в Москву. В гимназии, где учился Зельма, работал детский клуб фотографии. Там школьник и увлекся съемкой. О его хобби узнал сосед по коммунальной квартире писатель Илья Эренбург. Он подарил юному фотографу первый аппарат — Kodak. В 1923 году Георгий Зельма окончил гимназию и устроился ассистентом в студию «Русфото», где закреплял и промывал снимки. Спустя год он уже работал ассистентом-механиком в Институте кинематографии в Петрограде.

Георгий Зельма. Автопортрет. 1925–1926. Фотография: архив Марины Стич / russiainphoto.ru
Георгий Зельма. Автопортрет. 1925–1926. Фотография: архив Марины Стич / russiainphoto.ru

В 1924 году фотограф стал специальным корреспондентом в Средней Азии и уехал в Узбекистан. Он вспоминал: «По законам шариата мусульманин ни в коем случае не смел фотографироваться. Но меня выручало знание узбекского языка и умение играть на дутаре — национальном струнном инструменте. В любом кишлаке я прежде всего заходил в чайхану и начинал играть. Дехкане (зажиточные крестьяне в Средней Азии. — Прим. ред.) с удовольствием слушали музыку, вступали в беседу, а потом я шел с ними на хлопковое поле, в их дома и начинал снимать». Георгий Зельма фотографировал первые сельскохозяйственные артели, школы и женские клубы. В 1925 году корреспондент сделал знаменитые снимки «Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе», «Старик крестьянин занимается в кружке по ликвидации неграмотности». С 1926 года работы Зельмы публиковала «Правда Востока», а с 1928 года — всесоюзные «Советское фото» и «Прожектор». Известным на всю страну стал портрет Таджихон Шадиевой — первой женщины в СССР, снявшей паранджу.

Георгий Зельма. Автопортрет. 1925–1926. Фотография: архив Марины Стич / russiainphoto.ru
Георгий Зельма. Автопортрет. 1925–1926. Фотография: архив Марины Стич / russiainphoto.ru

В 1929 году Георгий Зельма переехал в Москву. Его часто отправляли в командировки: он работал и в Сибири, и на Донбассе, и в Арктике. С 1930 года Зельма сотрудничал с журналом «СССР на стройке» и снял серию фотоочерков «10 лет Якутской Социалистической Республики» и «Советский Союз из неба». Репортажи он готовил по несколько месяцев. Когда Григорий Зельма занялся серией снимков «Жизнь колхоза «Партизаны» от рассвета до полуночи», то жил и работал вместе с крестьянами.

Автор: Елизавета Ламова