Как-то я уже рассказывал о том, как Храм Христа Спасителя сначала начали строить на Воробьевых горах и чем это закончилось. Спойлер – закончилось это тем, что за семь лет освоили 16 миллионов рублей, причем строительство даже не дошло до нулевого цикла. После этого первого архитектора проекта Карла Витберга, вместо Европы, куда он собирался отдохнуть от тяжких трудов, отправили на отдых в другое место – Вятку, где было не так уютно, но зато имелся Герцен, который и составил незадачливому освоителю государственных ресурсов компанию.
А строить собор Николай I поставил Константина Тона. Кроме того, наконец-то стало понятно, что строить на Воробьевых горах собор не стоит, поэтому его заложили там, где сейчас и находится его новодельная версия. Причем для строительства собора потребовалось снести массу старых построек (тогда это было проще – градозащитников не было), несмотря на то, что по рассказам игуменья Алексеевского монастыря, тоже угодившего под снос, стройку прокляла, пообещав, что «сему месту быть пусту».
Тем временем, Александр Иванов уже несколько лет работал над своей главной картиной – огромным полотном «Явление Христа народу». И ему в голову пришла отличная мысль – предложить Тону свою работу для размещения на западной стене – напротив алтаря. Идея была отличная, потому что разместить полотно такого размера на тот момент было в общем-то в России негде. А тут – огромный храм – огромная картина. Да и самому Иванову очень хотелось, чтобы его картина попала именно в Храм Христа Спасителя.
Но не сложилось, в том числе и потому что Иванову не понравился проект храма. Поэтому собор Христа Спасителя оформляли другие мастера и со знаменитыми именами там тоже все было в порядке. Хотя тот же Верещагин в итоге высказался о соборе, что это
«есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра»
А «Явление Христа народу» в итоге везли на палубе корабля. Потому что ни в одном трюме картина такого размера не помещалась. Картину в конце концов купил Александр II и передал ее в дар новому Румянцевскому музею. Под нее строили отдельный павильон. Но в итоге, уже после революции, картина переехала в Третьяковку.
И очень хорошо. Потому что Храм Христа Спасителя, как мы помним, был взорван большевиками. Чтобы стало с работой Иванова в этом случае, кто знает. А так, ты идешь по Третьяковке и вдруг, через несколько залов открывается ОНА.
И это на самом деле монументально. Что издали, что вблизи. Одна из тех картин, ради которых в Третьяковскую галерею хочется возвращаться бесконечно. Хоть лично мне больше всего и нравятся «Грачи прилетели», Айвазовский и Серов.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм