Найти в Дзене
@chitayte_detyam

Как понять, что стихи хорошие

Самуил Яковлевич Маршак был очень педантичным читателем и редактором (поэтом – само собой). Барто даже как-то посвятила ему такие стихи:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

- Ну как же так?! –

Сказал Маршак.

Он перестал быть добряком.

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком.

- Позор! - сказал он строго...

Когда плоха твоя строка,

Поэт, побойся Маршака,

Коль не боишься Бога.

Зная это, я рассчитывала на жесткий свод правил в духе Чуковского, а нашла (в сборнике статей «Воспитание словом») творчество и свободу.

Первый и главный критерий – идея. Она должна предшествовать рифме. Если поэту нечего сказать, то и не надо.

А вот нарушать ради идеи – пожалуйста.

👉 Можно рифмовать глаголы: «Бывают случаи, когда простая глагольная рифма сильнее и уместнее самой причудливой».

👉 Можно повторять падежные окончания (сердцам – словам, лугов – коров), хоть это и считается, оказывается, моветоном.

👉 Можно использовать заезженные эпитеты: «…чтобы успешно бороться с банальностью, отойти от рутины и трафарета, надо зорко и внимательно наблюдать мир, глубоко думать и чувствовать».

Даже «грусть» в осмысленном соседстве может звучать по-новому – ясно и сильно. Как у Пушкина:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

👉 Язык важно чувствовать, и этому, наверное, нельзя научиться: «Слова говорят не только своим значением, но и всеми гласными и согласными, и своей протяженностью, и весом, и окраской». Слова могут шуршать, шелестеть, скрипеть, литься песней.

И я умолк, подобно соловью,

Свое пропел и больше не пою…

🚫 Что касается текстов для детей, то Маршак предостерегал коллег от «унылого дидактизма» и «назидательности».

«Детей обычно пугает и отталкивает равнодушная, лицемерная мораль». Это не искусство – ни литературное, ни педагогическое.