Около двадцати лет назад, 27 июня 2001 г., на 87-м году жизни скончалась финская писательница и художница Туве Марика Янссон, иллюстратор первых шведского (1962) и финского (1973) изданий «Хоббита», чьи рисунки были переизданы в «Толкиновском календаре» на 2016 г.
Подробности работы над шведским «Хоббитом» стали известны благодаря профессору литературы Стокгольмского университета Боэль Вестин, получившей в процессе подготовки биографии Янссон полный доступ к её архиву.
В ноябре 1960 г. Астрид Линдгрен, возглавлявшая отдел детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен», обратилась за помощью к Туве, убеждая ту отложить своих муми-троллей и прочие дела ради подготовки этого издания: «Но кто утешит Астрид, если ты не примешь моего предложения? <...> Читая эту книгу, я так и вижу перед собой иллюстрации Туве Янссон и говорю себе: это станет книгой века, которая надолго нас переживёт».
Янссон к тому времени была известна не только как «мама» муми-троллей, но и как иллюстратор «Охоты на Снарка» (1959) Льюиса Кэрролла; через несколько лет она проиллюстрировала и «Алису в Стране Чудес».
В течение недели Туве приняла предложение, и тогда же написала о первых впечатлениях своей спутнице жизни Тууликки Пиетиля: «Образы банальны: карлы, гномы, фэери, тёмные эльфы. Но место действия привлекательно своей мрачной зловещестью <…> Населённые призраками леса, угольно-чёрные реки, залитое лунным светом болото с горящими волками». Янссон собиралась сделать персонажей «довольно мелкими» (и подумывала о том, чтобы создать новые виды «гномов и фэери»), не сосредоточиваясь на деталях их изображения, а вместо этого отразить на своих иллюстрациях привлекшие её толкиновские пейзажи.
Туве попыталась отойти от стиля муми-троллей, используя «точные штрихи пером и аккуратно закрашивая пространство внутри контуров». Она писала Астрид Линдгрен:
«Чтобы получилось уйти от моей собственной техники, потребовалось рисовать на бумаге плохого качества (которую я совсем не уважаю) и в свободной манере воспроизводить каждую фигуру по множеству раз – 20, 40 или 60 раз, пока она не станет выглядеть достаточно независимой. Ты понимаешь. Потом я склеиваю результаты. Поэтому многие виньетки выглядят мозаично <…>».
Иллюстрации были отосланы в Швецию следующим летом, и в июле 1961 г. Линдгрен ответила:
«Дорогая великолепная Туве, я готова целовать край твоего платья! Я в таком восторге от твоего чудесного маленького хоббита, что словами не описать. Вот как раз таким маленьким, потешным, трогательным и добрым он и должен быть, таким его еще никто не изображал» (перевод Г. Орловой).
Толкин получил 5 экземпляров шведского издания в декабре 1962 г., но его реакция на оформление книги осталась неизвестной.
«Для меня создание иллюстраций к «Хоббиту» было приключением», – рассказывала Туве толкиноведу Микаэлю Альстрому в 1992 г.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!