Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Как жилось на каторге? Майдан.

Заключенный в одиночной камере.
Заключенный в одиночной камере.

Здравствуйте, друзья. Описываемые ниже события относятся к Сибири 1861 года, и к украинскому майдану не имеют никакого отношения.

Во всякой тюрьме того времени, русской или сибирской, существовал так называемый майдан. Майдан, в буквальном смысле— это подостланная на нарах тряпка, полушубок, или просто место на нарах, на котором производилась игра в карты, кости или юлку (азартная игра с применением волчка), около которого собираются игроки из арестантов. Ясно, что азартные игры среди обитателей тюрьмы не приветствовались среди тюремного начальства, и поэтому игра проходила по-быстрому, чтобы не попасться на глаза тому самому начальству.

Право содержать майдан отдавалось с торгов. Майданщиком становился, как правило, самый бережливый из арестантов, скупердяй, обладающий некоторым капиталом. И если уж он не пользовался любовью и уважением арестантов, то, во всяком случае, находился под покровительством артели. И среди этой артели всегда находился человек, который за несколько копеек становился на стражу, и оповещал играющих при приближении опасности (а играли обычно по ночам). Для этого применялись в тюрьмах условные обозначения, особенные слова.

—Стрема!—кричит сторож в Нерчинских тюрьмах.

—Вода идёт!—оповещает сторож в Тобольском остроге.

Тут же майдан исчезал, свеча гасла, карты прятались так, что даже самый опытный смотритель не мог их найти. А уйдёт дозорник (стрема, вода), и опять пошли с рук в руки икурынча (медные деньги, по тюремному названию) и сары (бумажные деньги и серебро, причём серебро разное, это могли быть иностранные талеры, пятифранковики, старинные целковики и прочее)

Если карты отбирали, в ход шли кости, если кости отберут, есть юлка, то есть, как говорят сейчас, волчок. Отнимут юлку—в тюрьмах всегла есть шашки, доска для которых всегда готова на нарах.

На майдане никто сразу всего не проигрывал. Выигравший обязан был возвратить проигравшему третью часть. Это правило Бог весть когда было установлено и свято соблюдалось всеми арестантами. Точно так же выигравший казённые вещи (рубашку, сапоги и прочее) болжен был вернуть проигравшему их бесплатно через некоторое время, достаточное, по соображениям арестантов, чтобы охладить пыл горе-игрока, и удержать его от опасного азарта. Нарушивший это правило лишался прав на всякий выигрыш, то есть, фактически, не мог больше играть.

То есть, арестант, если уж совсем не повезёт, может приграться в пух и прах только на третий день. Однако, так было не со всеми. Среди каторжан были и привилегированные, так называемые бродяги, люди бывалые и тёртые, находившиеся у всех в почёте.

Бродягам майданщик был обязан всегда верить на полтора рубля серебром. Фактически, бродяга играл всегда на халяву. Если даже он проигрывал эти мифические полтора рубля, майданщик давал ему кредит в одиннадцать с половиной рублей. Оставались за бродягами долги, потом долги эти пропадали, прощались должникам по закону. Весело шумели бродяги по казарме, а самые порывистые и малодушные прыгали на одной ноге и приговаривали на тюремном языке:

—Лахман долгам, долгам лахман!

Не бывает лахмана, если против бродяги садится играть другой бродяга, такой же почётный и уважаемый всей тюремной общиной человек. Но при этом проигравший получает назад не третью часть, а половину. Эту половину бродяга раздавал обычно в качестве долгов. Мог, конечно, и не раздавать, но такое случалось редко.

Предыдущие части можно прочитать, перейдя по ссылке:

Как жилось на каторге? Часть первая.

Как жилось на каторге? Часть 2

Как жилось на каторге? Часть 3

Как жилось на каторге? Часть 4

До свидания, друзья, до встречи на канале.