Найти тему
Москва промышленная

Работа на заводе в Москве. Как решают проблему кадрового голода в промышленном секторе? Где и как готовят новых специалистов?

Москва – один из самых занятых городов России. Уровень безработицы здесь, по данным РИА «Рейтинг», составляет 1,5%, при этом число нетрудоустроенных на 100 открытых вакансий – 75 человек. второй город с аналогично низким уровнем безработицы – Санкт-Петербург, однако здесь конкуренция среди тех, кто пытается трудоустроиться, гораздо выше: 147 человек на 100 вакансий.

В промышленном секторе Москвы кадровых предложений тоже немало, но на практике подобрать нужных работников удается далеко не всегда. В столице работают более 3 тыс. промышленных предприятий. И 75% из них испытывают сложности с поиском инженеров, знающих современные технологии.

О том, каких специалистов сегодня ищут московские заводы и фабрики, почему зачастую не находят и как можно обеспечить предприятия кадрами новой «эпохи», нам рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Источник фото: prommoscow.info
Источник фото: prommoscow.info

– Александр Владимирович, в рамках ПМЭФ между столичным правительством, ВЭБ.РФ и АСИ было подписано Соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Московская техническая школа» (МТШ). Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе, что это за проект и как он поможет в решении кадровых вопросов.

– Это соглашение, на мой взгляд, важный шаг в трансформации всей системы подготовки и переподготовки кадров для столичной промышленности. подписав соглашение, ВЭБ.

РФ и АСИ вошли в наш проект «МТШ», став его стратегическими партнерами. Они обладают сильнейшей экспертной базой, опытом в оценке кадровых вопросов и стандартизации этого направления, аккумулируют и исследуют лучшие практики в этой сфере. Все это и позволит нам грамотно выстраивать работу в рамках проекта и его дальнейшую стратегию.

Московская техническая школа позволяет создать своего рода образовательный виртуальный кластер – сеть центров технологических и производственных компетенций на базе образовательных и научных организаций города. Проект разработан нашим департаментом и Агентством промышленного развития Москвы. Это будет сквозная площадка, позволяющая готовить и повышать квалификацию сотрудников в соответствии с реальными запросами промышленных производств. Проект объединяет предприятия, которые выступают здесь в роли индустриальных партнеров, а также московские вузы и научные организации, которые становятся нашими образовательными партнерами. Мы же берем на себя в первую очередь функцию координатора этой работы и совместно со стратегическими партнерами будем оказывать проекту экспертную, информационную и другую поддержку.

– Проще говоря, предприятия будут озвучивать свои запросы в части кадров, а вузы – осуществлять подготовку?

– Да, но эта работа благодаря МТШ будет гораздо шире. Мы сможем комплексно формировать кадровый запрос, а платформа для кадровой переподготовки объединит сразу ряд учебных заведений. Важно и то, что образовательные и индустриальные партнеры проекта – это не просто заказчики и исполнители. Они определяют то, как будет работать МТШ. Для этого мы выстраиваем сотрудничество с ключевыми вузами, которые во многом задают образовательные тренды в отрасли (например, МИФИ, МФТИ, МТУСИ, МИСиС и МЭИ). В числе компаний, готовых войти в проект в роли индустриальных партнеров, – отраслевые предприятия, работающие, что называется, на острие современных технологий. Например, компания QRate, предоставляющая решения в сфере информационной безопасности на основе технологий квантовых коммуникаций. Ее опыт позволит сформулировать действительно актуальные для промышленности кадровые запросы.

– И каковы эти запросы сегодня? Как в Москве в целом обстоят дела с промышленными кадрами? Можно ли говорить о кадровом голоде?

– О кадровом голоде как таковом говорить не приходится. Но московской промышленности в силу специфики часто нужны специалисты с уникальными компетенциями, отвечающие современным производственным стандартам. А стандарты эти благодаря стремительному росту технологий меняются очень быстро – по сути, в этом и специфика. Промышленность внутри города при нашей поддержке, в том числе финансовой, развивается быстро: появляются новые технологии, заводы роботизируются и цифровизируются, покупают и устанавливают экологические системы. В результате по ряду направлений мы наблюдаем, например, нехватку инженерных кадров, а также специалистов среднего звена, ведь всеми новыми системами нужно управлять, да и запрос к продукции немного изменился: столичные предприятия стали производить большое количество умных систем, даже умный кабель. С одной стороны, это позволяет максимально успешно реализовывать продукцию на внутреннем и внешнем рынках, с другой – порождает ситуацию, когда каждый хороший специалист на вес золота.

– А как же тезис о том, что в Москве сильнейшая инженерная школа? Возможно, дело в зарплате: она недостаточно конкурентна?

– В Москве работают лучшие инженерные вузы страны, с блестящей научной базой, сильнейшим педагогическим составом. Кроме того, большинство сотрудников наших заводов и НИИ очень талантливы и перспективны, но им необходим инструмент для повышения квалификации, чтобы расти профессионально и строить карьеру, соответствуя тому, что ждут от них работодатель и отрасль. Вчерашним же студентам, пришедшим на производство, часто не хватает прикладных навыков, и первые годы их трудовой деятельности уходят, как правило, на восполнение этих пробелов. Их учат на рабочих местах, но самых талантливых хочется прокачивать и дальше. И вот это уже дело нашего проекта «Московская техническая школа».

Что касается зарплаты, то в московской промышленности она вполне конкурентная и продолжает расти. В 2019 году средняя зарплата была 75 тыс. руб., в прошлом – уже 80 тыс. руб., а по итогам I квартала нынешнего года поднялась до 83 тыс. руб. Я хочу отметить, что привожу среднюю заработную плату, то есть в Москве есть предприятия, где ведущие инженеры и технологи получают и более 300 тыс. руб.

– Но насколько мне известно, в Москве взаимодействие заводов с вузами и так выстроено достаточно серьезно. Студенты посещают производства с экскурсиями, проходят там практику, а придя на завод, обучаются у работающих там мэтров инженерии. Для опытных специалистов есть целевая переподготовка. Неужели все это не решает поставленной задачи?

– Московские промышленники и вузы постоянно взаимодействуют по кадровым вопросам и используют все «классические» форматы такой работы. Но ее необходимо грамотно масштабировать, сделав более доступной плюс максимально учитывающей потребности современных производств. И это не просто наша «инициатива ради инициативы». С такими пожеланиями к нам обращаются предприятия, а мы стараемся им в этом помочь.

Что касается наставничества, то, как вы выразились, мэтрам в современных реалиях тоже под силу не все. Они, как правило, классические инженеры, формируют фундамент, и всем основам профессии они могут обучить как никто, но за нынешним прогрессом зачастую не поспевают и они. При погружении в более специфические, современные направления, сформировавшиеся буквально в последние пять-семь лет, они тоже не обладают достаточными компетенциями. Просто это все принципиально новое, раньше такого не было.

– Так кого же будет готовить МТШ? Кто эти уникальные кадры на острие технологий, которых сегодня практически нет?

– Это специалисты по наиболее востребованным направлениям, и в первую очередь так называемым сквозным технологиям, которые сейчас нужны в разных отраслях – от авиастроения до строительства. Сегодня это локомотивы, стремительно толкающие мировую экономику вперед. Москва не отстает от общего тренда, и промышленность города, как я уже говорил, тоже идет по этому пути, и для этого ей нужны соответствующие спецы (например, в сфере как никогда актуальных аддитивных технологий, создания цифровых двойников, искусственного интеллекта и других направлениях). МТШ позволит дополнить классическое инженерное образование, о котором мы говорили раньше, этими новыми востребованными компетенциями. И да, вы правы: сегодня найти на рынке готовых спецов в этих молодых и динамично развивающихся направлениях крайне тяжело.

Руководствуясь этим, мы и выстраивали работу МТШ. Уже сейчас на финальном этапе проработки – направление подготовки «Технологии связи». В I квартале 2022 года появятся центры компетенций по робототехнике и сенсорике, искусственному интеллекту в промышленности, аддитивным технологиям, цифровым двойникам, новым производственным технологиям и беспилотному транспорту.

Когда проект заработает в полную силу, ежегодно мы сможем готовить более 150 таких специалистов, причем не просто под сегодняшний запрос промсектора, но и с опережением спроса на срок до 5 лет.

Источник фото: prommoscow.info
Источник фото: prommoscow.info