Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Искусственные тюлени против короля Севера

Сколько написано о военном применении подлодок - множество вопросов всё равно остаются без ответа. Например, банальнейший вопрос о том, с каких времён отсчитывать его историю. Одни укажут на боевые консервы времён Гражданской войны в США, другие вспомнят бочонок Никонова, третьи копнут аж до прототипа Дреббеля и чертежей Леонардо да Винчи. Однако я предлагаю, пардон за каламбур, погрузиться в этот вопрос ещё глубже.

В начале 1260-х годов отношения Шотландии и Норвегии осложнились. Шотландский король Александр III, вступив на престол, отправил королю Норвегии Хакону IV предложение, от которого невозможно отказаться - продай, мол, Оркнейские острова. Старый норвежец отказался, поскольку острова были важным центром торговли с Англией - и в 1263 году собрал поход из 120 кораблей, ожидая нападения шотландцев на спорные земли.

Как мы по дороге с работы любим захватить печенья к чаю, Хакон по дороге на войну решил захватить Гренландию. Это, конечно, небольшой крюк, но там и захватывать нечего - в итоге всё свелось к принятию местными поселениями королевской власти. Хакон бескровно завладел крупнейшим островом мира, доведя площадь “Норвежской Империи” до своего исторического максимума почти без потерь. Почему почти? Ну…

Прибыв в гавань Восточного Поселения в Гренландии, Хакон приступил к переговорам. С вождями Поселения он быстро нашёл общий язык (и те и другие говорили на древнескандинавском), а вот с местными эскимосами-инуитами как-то не заладилось. По одной из версий их что-то не устроило в ходе торговли, по другой - что инуиты злые бяки-буки и хотели украсть королевские богатства. Это официальная позиция Норвегии по вопросу, да. Не исключено что причиной послужило принятие Поселением норвежских законов, которые пришлись эскимосам не по вкусу.

Так или иначе, инуиты крепко обиделись на Хакона с его флотилией. А в один прекрасный момент королевские корабли начали тонуть. Неизвестно, стояли они на пристани в этот момент или двигались, отсутствуют и данные об имущественных потерях при их затоплении. Даже сколько именно судов было утрачено неясно. Видимо, всё это померкло рядом с той наглостью, с которой корабли были потоплены - а сделали это умышленно, как читатель уже догадался, инуиты.

Как сообщают норвежские историки со слов участников экспедиции, корабли Хакона были атакованы из-под воды посредством особых лодок из тюленьей кожи. Эти лодки из надводного положения могли перейти в подводное и, передвигаясь на небольшой глубине с помощью вёсел, сверлили в днищах кораблей отверстия. В одну такую лодку помещалось до трёх ехидных инуитов.

Что именно сделал Хакон, впервые в истории столкнувшийся с подводным флотом противника, хроники умалчивают; известно однако, что вероломное сверление было остановлено, а две лодки захвачены в качестве трофеев. Вероятно, их забросали чем-то тяжёлым или расковыряли вплавь, а затем выволокли на берег. О судьбе эскимоских подводников ничего не известно, есть предположение что их взяли в плен и вывезли.

В течение Шотландского похода Хакон умер от простуды - вместе с его телом трофейные подводные лодки были перевезены в Норвегию. До 1420-х годов лодки были подвешены напоказ в Тронхейме, где их наблюдал картограф Клаудиус Клавус. К началу XVI века трофеи оказались в Осло, где их висящими на дверях городского собора видел юноша, будущий хронист Олаф Магнус. Далее следы подлодок теряются; скорее всего после 300 лет под открытым норвежским небом кожа и каркасы рассыпались.

Атака на корабли Хакона IV, фото в цвете.
Атака на корабли Хакона IV, фото в цвете.

Об устройстве этих лодок нет устоявшегося мнения. Указывается тюленья кожа как материал изготовления и вёсла как движущая сила, однако ни одного изображения лодок история до нас не донесла. Рискну предположить, что они строились с учётом опыта и технических решений надводных инуитских судов - байдарок и каяков. Они также известны герметичностью, необходимой для плавания в холодных водах Северного Ледовитого Океана. Имея эту технологию на руках и вдохновляясь ныряющими тюленями, какой-то ушлый эскимос придумал построить первый подводный флот. При этом с размерами не мелочились: большинство каяков вмещают 1-2 человек, чтобы трое могли целиком разместиться внутри лодку следовало удлиннить. Это соотносится с источниками: в них лодки называются "длинными" относительно других инуитских плавсредств. После разгрома кожаных субмарин Хаконом от идеи, судя по всему, отказались, поскольку подводных лодок в этих водах не видели вплоть до Первой Мировой.

Автор - Даня Годес