Недавно открыла для себя фотографии одной татарки, будто сошедшей с немых фильмов рубежа XIX-XX веков. Звали её Гульсум Максутова-Вердиева и она была актрисою. Конечно, до революции 1917 года. Вот один из её фотопортретов.
Попытки найти подробную информацию об этой женщине пока не увенчались особым успехом. Возможно, это связано с тем, что семья Максутовых в начале ХХ века проживала в Киеве.
Семья была образованной и богатой. Конечно, занималась и благотворительностью. Например, братья Максутовы входили в комитет по строительству мечети в Киеве (закладка фундамента была произведена в 1913 году, но до революции соорудить мечеть в Киеве не успели; в городе действовал только мусульманский молитвенный дом). Среди благотворителей был и купец Абдулла Фазлуллович Максутов. Он есть на этом фото, в белом пиджаке.
Вместе с ним запечатлены родственники его супруги Махиры - представители фамилии Тубакаевых. Возможно, они происходили из Касимовского уезда Рязанской губернии. Сам Максутов, скорее всего, был связан с Чистопольским уездом Казанской губернии.
Но в Киеве на рубеже XIX-XX вв. проживало все же больше татар из Центральной России. Поэтому совсем неудивителен брачный союз А.Ф. Максутова с М.Тубакаевой.
Как обычно, приезжие татары занимались торговлей и другими выгодными промыслами. Например, по данным исследователя Наталии Зуб, в самом центре города (совр. ул. Богдана Хмельницкого) продавал кумыс и кефир татарин из Сергачского уезда Нижегородской губернии Аляутдин Камалетдинов. Торговал он и кониной на Житнем базаре. Свою весьма специфичную фирму по продаже мусульманских продуктов питания он основал в Киеве в 1889 году.
Конечно, детей своих татары обучали уже в местных школах. После окончания русских учебных заведений перед некоторыми из них открывались двери и университетов. Так, среди студентов Киевского университета (Императорский университет св. Владимира) в начале ХХ века тоже можно было увидеть татарские имена. Например, студентами медицинского факультета были братья Тауфик и Изатулла Тубакаевы. В этом же университете некоторое время действовало "Общество взаимопомощи студентов-мусульман".
Даже писатель Галимджан Ибрагимов (кстати, выходец из Уфимской губернии) в 1912 году уехал в Киев и тесно общался с местной татарской молодежью. Правда, потом все же вернулся в Казань. А то самое "Общество взаимопомощи студентов-мусульман" из-за давления властей уже в 1913 году закрыли.
Но вернемся к Гульсум Максутовой-Вердиевой. Где она училась - неизвестно. Но судя по внешнему облику, по нарядам в стиле модерн, была достаточно прогрессивной барышней. Её супругом стал некий А. Вердиев. Судя по его фотопортрету, он был с университетским образованием.
Видимо, семья Максутовых-Вердиевых интересовалась всеми культурными новшествами своего времени, в том числе невероятно модным тогда татарским театром. Скорее всего, единственный снимок Гульсум Максутовой-Вердиевой в образе восточной красавицы, подписанный "татарская актриса Гульсум Максутова-Вердиева" - это как раз свидетельство о показе татарского спектакля в Киеве.
Кстати, у татарских театральных трупп была такая практика: приезжая на гастроли с основным (минимальным) актерским составом, они привлекали для своих постановок местную активную молодежь (в основном, для второстепенных ролей и массовки).
Поэтому и в Киеве была своя татарская актриса.