Я работаю учителем в китайской школе уже 5-ый год. В моей первой китайской школе были братья-близнецы. Один здоровый, второй — в инвалидном кресле. Когда я опрашивала детей, старалась его не забывать. Периодически замечала грустное выражение у него на лице. Однажды на обеденном перерыве видела, как папа тащил его на спине домой. Поймала его взгляд: смирение в глазах, рад бы своими ногами пойти, но увы.
Во второй школе явных детей-инвалидов не было. Но однажды ученик 4-го класса взбесился, стал бить одноклассников, перевернул несколько парт, бросал на детей все, что попадалось под руку. Я поняла, что дела плохи, и кто-то может серьезно пострадать, кинула клич позвать классную, схватила пацана и с трудом удерживала до прихода учительницы. Пришли две учительницы, начали на него орать, в итоге вывели из класса. Потом у китайской коллеги поспрашивала про этого мальчика. Оказывается, периодически у него бывают срывы на уроке, начинает бить одноклассников, бьет даже маму. Я говорю: "А место ли ему вообще в школе? А если пострадают другие дети? Кто будет за этого отвечать?" Но мне сказали, что ничего не поделаешь.
В итоге я решила искать к нему подход, привлекала его к активному участию на уроках. Один урок он себя держал в руках, а потом взялся за старое. Когда наступил второй семестр, и его убрали со школы, я вздохнула с облечением. И я заметила, что этот класс перестал быть нервным, как будто у детей спало нервное напряжение, стало легко с ними работать.
В третьей школе у меня был опять мальчик с ДЦП. Очень умный, хорошо отвечал на уроках. Он ходил с трудом, поэтому в школе все время находилась его мама, она помогала ему спускаться по лестнице, провожала домой.
Сейчас подруга работает в школе, где есть отдельный урок английского для детей с ограниченными возможностями.
С ее слов:
У меня целый класс особенных детей. В классе 9 детей разного возраста от 7-12 лет. Все мальчики. Все дети имеют разные заболевания. Дети с умственной отсталостью и страдающие аутизмом. Каждый урок дети встречают меня с открытыми сердцами, они очень добрые и ласковые. Агрессии с их стороны я никогда не видела. Когда я прихожу в их класс некоторые дети меня обнимают, да так крепко, что потом учителя оттаскивают их.
Они живут как будто в своём внутреннем мире. Когда ты сними говоришь они чаще всего не отвечают и не выражают своих эмоций. Очень трудно понять слышит вас ребёнок, понимает ли, или нет. Один мальчик на моем уроке часто что-то напевает про себя и когда я хочу с ним поговорить он отворачивается от меня и продолжает петь. Другой мальчик всегда улыбается и любит петь со мной песенки и танцевать. Но через пару минут начинает смеяться, закатывается от смеха и падает на пол. Учителя начинают его поднимать и помогают ему успокоится.
Есть ещё один мальчик, который часто плачет как 2-летний ребёнок и прячется за родителей. В течение дня иногда с ними находятся мама, папа или бабушка с дедушкой. Остальные детки спокойные и молчаливые. Смотрят на тебя, слушают, но никаких эмоций. Иногда они в хорошем настроении и наш урок проходит просто замечательно. Они слушают, следуют элементарным командам и поют песенки, кто как может, с улыбкой на лице. Среди них есть особенный мальчик. Он очень умный, все понимает и отвечает мне на заданные вопросы. К сожалению, его речь заторможена, и он не может самостоятельно передвигаться. Он ходит только с помощью каталки и взрослых.
Такие дети любят рисовать, слушать песенки, танцевать и смотреть мультики. Очень любят когда им читают книжки с картинками. Им не обойтись без помощи взрослых, поэтому в классе как минимум 4 учителя и их родители. А самое важное, что им нужно — это наша любовь!