Найти тему

Правило третей в композиции фотографии

Правило третей, это простое правило поможет вам делать ваши снимки интересней. Это правило не панацея его можно нарушать, но чтобы его нарушать, его нужно хотя бы знать.

Я постараюсь о нем коротенько рассказать, на простых примерах, где на мой взгляд применение этого правила актуально, все фотографии сделаны мной.

Итак, само правило третей:

Делим кадр, на две горизонтальных и две вертикальных линии, получается решетка. (ее кстати можно включить в фотоаппарате и камере телефона)

На этой решетке, получается 4 точки пересечения, смысл в том, чтобы важные объекты на вашем снимке располагать на линиях, а еще лучше на точках пересечения.

Лодка на реке.
Лодка на реке.

Если поместить объект съемки (на этой фотографии, это лодка) прямо в центр, то снимок становится скучным и обыденным.
Зритель своим взглядом сразу упирается в центр кадра, ему кажется, что уже нечего рассматривать, становится скучно и он переходит к другому снимку.

Поэтому важный объект на фотографии (то что собственно вы и хотели показать на вашем снимке) лучше располагать на точках пересечения по краям.

Интересно, что две точки пересечения справа, будут давать более сбалансированную композицию, все потому что мы привыкли читать слева направо, и к изображениям, это так же прекрасно подходит.

Здесь человек расположен справа, опять не по центру, нашему взгляду комфортно смотреть на эту фотографию, так как мы привыкли читать слева направо.
Здесь человек расположен справа, опять не по центру, нашему взгляду комфортно смотреть на эту фотографию, так как мы привыкли читать слева направо.

Но не следует думать, что, расположение объекта именно в правой части гарантирует вам удачную композицию. Все дело в том, что в кадре должно всегда оставаться место для “движения” предмета. Разберем на примерах.

Трактор движется слева направо.
Трактор движется слева направо.

Трактор движется слева направо, поэтому я расположил его на точках пересечения слева, в правой части кадра есть место для движения.
Нам зрителям понятно куда едет трактор, в рамку кадра он не "упирается".

Есть объекты и предметы, которые на самом деле не двигаются, но их форма создает впечатление движения, например дерево, его наклоненный ствол, или направленные ветки в сторону, могут создавать такое движение.
Посмотрим на пример ниже.

Дерево на рассвете.
Дерево на рассвете.

Одинокое дерево на фоне неба, его ветки направлены в правую сторону, следовательно я расположил его в левой части кадра, и оставил место для "движения" веток справа.

Правило третей и линия горизонта.

Не нужно проводить линию горизонта, строго по центру, если у вас интересное, облачное небо, проведите линию горизонта по нижней трети кадра, чтобы его (небо)

показать больше.

Закат на реке.
Закат на реке.

На этой фотографии, я хотел показать больше красивого закатного неба, следовательно я линию горизонта расположил почти по нижней трети кадра. Была б линия горизонта по центру кадра, эта фотография смотрелась бы более скучной.

Если у вас интересный низ (ландшафт, река и т.д.) разместите линию горизонта по верхней трети кадра, чтобы показать более интересный низ кадра соответственно.

Опять же закат на той же реке.
Опять же закат на той же реке.

Здесь мне понравилось больше отражение в воде, поэтому я расположил линию горизонта по верхней трети. (Опять не по центру)
Показал больше "низ" фотографии, так как рябь на воде, отражения в ней, показались мне интересней неба.

Кстати вот вам пример, где "линию горизонта" (в данном случае это полоска берега) я расположил по центру. Так как деревья и их отражение в воде создают симметрию, здесь имеет смысл расположения по центру, чтобы ее подчеркнуть.

Лесное озеро, деревья и их отражение создают симметрию в кадре.
Лесное озеро, деревья и их отражение создают симметрию в кадре.

Правило третей, полезное правило, его нужно знать и попрактикуйтесь с ним.

Однако его не всегда нужно использовать, а иногда даже можно и нужно нарушать, все зависит от идеи и задач, в этом и прелесть фотографии.

И если рассуждать глубже, то нет понятия правильная композиция, я бы хотел, чтобы вы к правилам композиции в фотографии, относились как к набору инструментов, которые можно применять, или не применять в зависимости от задач, и от вашей идеи снимка, вашего видения в конце концов:)

Интересного и удачного вам поиска кадра.