Сегодня у нас пойдет рассказ о заводе Москвич, все фотоматериалы датированы 2002-2004 год. То есть буквально сразу после закрытия завода.
Я не буду рассказывать историю завода, это вы можете прочитать на других каналах. Но я расскажу свое видение причин закрытия. И покажу что там разграбили.
Я успел побывать обладателем двух автомобилей, 95 года выпуска и "Святогором" 2000 года выпуска. Который верой и правдой служил мне диггермобилем, а так же возил на дачу и рыбалку. Пробежал более 400 000 км.
Когда на заводе еще была охрана, и даже территория патрулировалась, мы пытались попасть в цеха любыми способами.
При попытке попасть на территорию через теплосеть, увидели, что все коммуникации заводу просто отрезали. Вот так, автогеном.
Википедия приводит свою версию банкротства завода. Желающие могут почитать.
Моторный завод, который был готов на 90% для выпуска собственных двигателей, но так и не был запущен, но однако вся линия была вывезена в Армению людьми директора Рубена Асатряня. В те годы эту тему активно обсуждали. Сейчас и следов нет.
Хочу заметить, что на заводе в последние годы стояла крутая автоматизированная сборочная линия.
Я до этого всех этих сборочных роботов только в кино видел.
Завод угрохал уйму денег на установку этой линии. Хотя на тот момент у них на балансе висела старая территория, где в свое время собирали "Москвичи" с задним приводом. Продать или сдать в аренду территорию им не давали. А территория продолжала потреблять деньги завода.
Московское правительство на автомобили Москвич.
Во второй половине 1990-х новым руководством ОАО «Москвич» было принято решение сосредоточиться на производстве «элитных» мелкосерийных автомобилей. Проекты создания отечественных представительских седанов поддержала мэрия Москвы: с 1994-го по 2000 год заводу было выделено около 2 миллиардов бюджетных рублей на беспроцентной основе. Юрий Лужков одним из первых получал новинки московского предприятия: в 1997 году мэр использовал в качестве служебного автомобиля удлинённый седан «Князь Владимир» с двигателем Renault 2.0 и инициировал закупку таких машин в государственные учреждения Москвы и Московской области.
Источник https://motor.ru/stories/avtomobili-yuriya-luzhkova.htm
Вообще гибель завода началась со смертью на рабочем месте его директора, Коломникова Валентина Петровича, который правил заводом с 1953 по 1992 год.
Именно во время его правления был рассвет завода.
Когда мы попали на завод, то увидели большое количество этих "Москвичей". Они были на сборочном конвейере, покачивались на цепях перед покрасочными камерами. Завод производил впечатление, будто рабочие просто вышли на обед, сейчас придут, и все заработает.
Что завод мертв, говорило полное отсутствие освещения.
Не пошло у них дело с этими автомобилями, неоправданно дорогие были, да и надежды на большие госзакупки со всей страны не оправдались.
Был ли тут обман со стороны правительства Москвы или стечение обстоятельств, я не знаю. Но дело мутное.
Создавалось впечатление, что завод встал резко, в один день. Люди оставили свои вещи: кто кружку, кто кофту, кто обувь.
В раздевалках рабочих остались шампуни, расчески, полотенца.
Абсолютно темный коридор ведет из здания заводоуправления в цех. В конце коридора лестница в одно из убежищ завода.
А в цехах полно оборудования, все рабочее, все исправное.
Так может все это просто хотели продать?? Я нашел такую заметку, датированную 2005 годом:
Но завод не забыл и про выпуск народного "Святогора" и его более люксовой модификации "Юрий Долгорукий". Их кузова тоже стояли перед покрасочными камерами.
Да, несомненно сказался кризис 98 года, когда закупка двигателей Рено стала невыгодной. Но можно было использовать инжекторные двигатели ВАЗа.
Но в результате завод был разграблен. Я не знаю куда делся парк станков, куда дели автоматизированную сборочную линию. Может продали, а может, как это часто бывает, просто порезали на металл.
Эпилог
Как бы то не было, завода нет, и его уже ни как не вернуть. Саму марку "Москвич" купили в 2009 году немецкая фирма Volkswagen AG. Но пока выпуск таких автомобилей не планируют.
Смотрите также поход по бомбоубежищам АЗЛК