Навуходоносор находился на вершине своего царствования. Завоевав почти весь аравийский полуостров, он пребывал в благостном состоянии. На севере его империя граничила с современной Турцией, на западе с Египтом, юг и восток простирались почти на весь аравийский полуостров и границы касались Средиземного, Красного морей и Персидского залива. В сравнении с Римской, территория была не большой, но внушительной, что позволяло получать дань от покоренных народов и вереницы пленных текли рекой в новую столицу, строить храмы и дворцы. После покорения Иудеи, гордость и довольство переполняли его царское величие, но он совершенно не подозревал, что все это время был орудием в руках более могущественного Царя, чем он.
"И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего." (Дан. 1:2T)
Завоевав и разрушив Иерусалим, Навуходоносор мнил о победе над Богом иудеев. Ему и в голову не приходило, что на самом деле это Бог иудеев отдал ему в руки Свой народ и позволил разрушить Храм, в наказание за многие сотни лет отступления и многочисленные преступления против Завета.
Навуходоносор пребывал в зените славы. Наша история начинается в тот момент, когда к нему приходит пророк Даниил и предупреждает царя о возможных потерях.
"Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой." (Дан. 4:27)
Навуходоносор не внял совету Даниила. Через год, прогуливаясь во дворце, он воскликнул - "Это ли не величественный Вавилон, который я построил в силу моего могущества и в славу моего величия"!
Еще речь была на устах, как он потерял рассудок, был отлучен от власти и покрылся звериной шкурой. Ногти отрасли как у птиц, и он питался полевой травой. Царь потерял все и семь лет пребывал подобно животному в положении, которое и врагу не пожелаешь.
Нечто подобное произошло и с Иовом, другим знаменитым сыном Востока, только намного раньше. Он также потерял все, семью, богатство, репутацию и был поражен проказой. Мне эта идея пришла в голову в тот момент, когда я читал заключительные главы книги Иова. Она появилась, как молния, и засела в задворках сознания до поры. Размышляя о теодицее, откровении, показанном Иову, меня не покидала мысль, что все это очень похоже с тем, что произошло с царем Навуходоносором, и выводы, сделанные Иовом, подобны выводам сделанным вавилонским царем.
Оба эти человека, испытали нечто подобное и пришли к практически одинаковым, глубоко духовным выводам. Иов и Навуходоносор, люди из разных миров и времен на себе испытали воздействие Божьей силы.
Если вчитываться в текст обеих книг, можно обнаружить схожие мотивы. Раньше мне и в голову не приходило сравнивать царя и Иова, уж больно разные это фигуры. Но хочу сказать, что вопросы, затронутые в этих книгах, тесно переплетаются. В моей сознании то и дело мелькает мысль о теодицее в пророческой вести Даниила, особенно в седьмой главе, и я думаю, мы коснемся ее, немного позже, а в данный момент, обратим внимание на параллели между Иовом и Навуходоносорм.
1. Они потеряли все, что имели и оказались на дне жизни. Пусть и разными путями и по разным причинам, но результат оказался схожим.
2. В книге Иова и четвертой главе Даниила появляется один общий знаменатель, вопрос "Что Ты делаешь?" Эти слова обращены к Богу и в речах друзей Иова, и в благодарственной речи исцеленного царя этот вопрос фигурирует. "И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?" (Дан. 4:35)
3. Иов приходит мучительным путем к откровению деяний Божьих и раскаивается в прахе и пепле: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. (Иов. 42:5-6)
4. Навуходоносор осознает в конце концов могущество Небесного Царя и признает себя целиком зависимым от Него. "Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. (Дан. 4:37)
5. Обоим персонажам в конце концов возвращены все потери, в двойном размере.
"И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц." (Иов. 42:12)
"В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. (Дан. 4:36)
6. Духовный опыт Иова и Навуходоносора обогатился и приобрел новые, неизвестные им до поры. Размышляя в этом ключе, мы можем в какой-то мере осознать то, что произошло на самом деле. Там, где кончается логика, рациональная составляющая, то, что люди считают безумием, именно там происходят главные и самые ценные выводы, которые может сделать человек. Хотя порой для этого, ему надо все потерять.