Найти в Дзене

Зачем нужна Большая Кольцевая Линия

Оглавление

Большую Кольцевую линию (БКЛ) строят аж с 2017 года, поочередно запуская небольшие участки и включая в линию уже построенные участки, которые сейчас явялются частью других линий. Но зачем нужна БКЛ? Не только ведь для того, чтобы строители метро в Москве смогли построить еще пару десятков станций со ступеньками и без эскалаторов. Давайте смотреть.

Схема БКЛ и всех пересадок
Схема БКЛ и всех пересадок

Что такое БКЛ и при чём здесь Собянин?

«Строительство самого крупного проекта метростроения Москвы продолжается. Было уже построено и введено в эксплуатацию 11 станций, до конца года запустим еще девять станций. На следующий год, на 2022-й, и, наверное, частично 2023-й, останется еще 11 станций. Таким образом, уже до конца этого года две трети большого подземного кольца московского метро будет построено. Южный участок мы начали в 2017 году, несколько станций уже находятся в высокой степени готовности»

Так нам сказал недавно Собянин после осмотра строительства некоторых новых станций. О самих станциях мы поговорим в конце, а пока посмотрим, чем ценна БКЛ и чем она отличается от остальных новых линий.

  • БКЛ стала уже третьм кольцом метро в Москве после Колльцевой линии метро и МЦК. Смысл этих линий в радиально-кольцевой структуре города (еще со времен ГенПлана 30-х годов) заключается в соединении диаметральных веток, то есть в более быстрых пересадках, а также в объединении переферии города.
  • БКЛ, в отличие от МЦК, которое стало катализатором развития старых промзон и развития десятков, никому ранее не нужных районов, где были только склады и ТЦ, проходит по уже сформированным районам. Теперь районы, где проходит МЦК, становятся полноценными частями городской ткани, а железная дорога их теперь не разъединяет, а объедиянет. БКЛ же проходит, по большй части, по уже застроенным районам. Исключения тоже есть, например Мневниковская пойма начала застраиваться только около года назад.
  • БКЛ должна соединить диаметральные линии метро и городскую электричку, чтобы упростить пересадки между теми участками, которые уже значительно были продлены с моменты строительства старой кольцевой. (МЦК я не считаю, потому что эта линия использует МКЖД, которая была построена ещё очень давно).
  • «БКЛ должна упростить ежедневные поездки во многие районах» – так примерно нам заявляют городские власти. Поспорить с этим утверждением сложно, однако тут же кроется и главное признание городских властей. Это признание неэффективности наземного транспорта и его куда более низкого качества сервиса, если сравнивать с метро. Вот и получается, что вместо того, чтобы создавать эффективную сеть наземного транспорта, мэрия пытается построить метро абсолютно везде. С одной стороны, это удобно для тех, кто живет и работает в пешей доступности от станций, однако полностью сводит на «нет» все плюсы этого магистрального транспорта, если человеку надо ехать полчаса на автобусе (который может ходить раз в час – это норма теперь для маршрутов не в центре) до станции метро.
Перегон "Кленовый бульвар - Каширская"
Перегон "Кленовый бульвар - Каширская"

Так ли нужна Москве БКЛ?

Здесь нужно понимать, что существует несколько вариантов развития городского транспорта:

1. Развитие магистрального транспорта (метро, городская электричка и скоростной трамвай) вместе с наземным транспортом вроде автобусов, трамваев и средств индвидуальной мобильности. По такому сценарию развиваются большинство городов Европы, Америки, Австралии и Океании;

2. Развитие приоритетного метро, которое заменяет другие виды транспорта не только для дальних поездок, но и для преодоления расстояния в 3-5 км, что было бы куда удобнее на трамвае или автобусе. По такому пути идут некоторые американские и почти все азиатские города.

Если учитывать, что Москва идет по второму пути, который является спорным, с точки зрения современной урбанистики, то БКЛ необходима и отлично вписывается в общую концепцию развития городского общественного транспорта. Однако правильно ли был выбран путь развития? Ответ на этот вопрос можно будет увидеть уже через 10 лет, и если придется снова строить по 20 станций метро в год, на которые уходят сотни миллиардов, то такой путь едва ли можно назвать правильным исходя из соотношения цена/эффективность.

Перегон "Давыдково" - "Аминьевская"
Перегон "Давыдково" - "Аминьевская"

Как дела со станциями?

Пока много фото станций и визуализаций можно найти не только на сайте Москвы, но и в куче пабликов и каналов, посвященных метро и городскому транспорту. Скажу, что не хочется в очередной раз "бухтеть" про то, что в Москве строят неудобные станции: везде куча ступенек, нет эскалаторов, плохая навигация, заборы и сплошной театр безопасности. Про это вы можете читать в моей нерегулярной рубрике "Неудачное метро Москвы": статья про Окскую и статья про Мнёвники .

Когда открытие?

БКЛ будет продолжать открываться частями по 3-4 станции, а следующий участок – Юго-Западный – должен предположительно открыться раньше плана, то есть уже осенью, на День города. Так в Москве делается часто: что-то большое открывается раньше срока на определенный праздник (нет, тут ни в коем случае не подгоняют даты для красивого числа)))). Дальше останется южный, северный и восточный участки, которые откроются уже в следующем году. Часть уже готова (Нижегородская - Авиамоторная ), а сейчас работает в составе Некрасовской линии. Так что ждем и посмотрим, насколько станции БКЛ, как флагманского проекта Москвы в плане метро, будут принципиально лучше того, что строилось раньше.

Информация и картинки:

https://www.mos.ru/news/item/49789073/

https://stroi.mos.ru/news/gdie-sieichas-idiet-stroitiel-stvo-tonnieliei-bkl-mietro-infoghrafika