Методика Марии Монтессори проверена временем. Сейчас она приобретает небывалую популярность с открытием центров развития Монтессори, детских садов, школ, а также данную образовательную систему используют родители во всем мире.
Многие возражают: "Воспитывать ребенка по книгам невозможно!" и я соглашусь с этими людьми. Однако активно пользуюсь основными принципами данной методики ежедневно. Они помогли мне лучше понять потребности моего ребенка и отвечать им. В этой статье я делюсь 3-мя важнейшим из постулатами, которые будут полезны каждому родителю.
1. Меньше значит больше (Less is more)
Что это значит: когда у ребенка меньше игрушек, он проводит больше времени, играя с ними и больше концентрирует на них своё внимание.
Этот принцип особенно актуален в наши дни, когда производство и потребление детских игрушек переходит все разумные границы и многие квартиры становятся похожи на склады машинок, кукол и фигурок из мультфильмов. Родители потакают желаниям детей, а те в свою очередь не играют ни с одной из игрушек долго, но выражают все новые и новые запросы. Или дети вовсе не играют самостоятельно и в надежде получить хоть пять минут свободного времени родители стараются угодить потребностям ребёнка. Но опыт Монтессори приводит нас к мысли, что небольшое количество тщательно выбранных игрушек и аккуратно представленных внимаю ребенка (6-8 шт одновременно, не больше) намного лучше, чем 20 валяющихся в ящике. И ещё раз, это не любые игрушки, которые вам попались, а тщательно отобранные в соответствии с возрастными потребностями (подробнее в пункте 3). Кроме того, сокращение количества игрушек делает уборку детской существенно легче. Минус ещё одна причина для конфликта с ребенком и стресса для родителей.
Теперь немного наглядности. Просмотрите на изображение ниже (1): на фотографии очень много игрушек - мечта любого ребенка. Но бросается ли вам что-нибудь в глаза? Вам хочется взять из посмотреть? С большой вероятностью ребенок будет перевозбужден таким количеством, начнёт хватать все подряд, бросать и хвататься за новое. А теперь, просмотрите на следующее изображение (2). Всего несколько материалов, соответствующих возрасту захватят внимание ребенка на продолжительное время.
2. Игра это работа ребенка (Play is the work of a child)
Мы, взрослые, привыкли делить занятия на важные и не очень. Работать и зарабатывать деньги - это очень важно. Работу нельзя пропускать, от работы нельзя отвлекать. Учеба тоже влажная деятельность - от нее зависит многое в будущем. Делу время- потехе час. Поэтому, когда взрослый занят важными делами, его отвлекать нельзя. А когда ребенок играет, то родители не задумываясь могут отвлечь его по любой своей прихоти.
«Пора пойти гулять, а то вдруг дождь пойдет»
«Иди ешь, а то остынет»
«Вот смотри, как надо строить башню из кубиков»
Игра кажется нам забавным, несерьёзным развлечением, но только для ребенка это не так. Через игру он развивается эмоционально и физически, учится усидчивости, целеустремленности и начинает концентрировать внимание. Все эти качества очень пригодятся ему позже в школе, университете, на работе. Но как развить их, когда в мире взрослых игру никто не воспринимает всерьез. Играть это первая обязательность, первая работа ребенка. Отнеситесь к ней с уважением. Понятно, что не всегда получается плыть по течению. В жизни случаются записи ко врачу, совместные планы, иногда важные режимные моменты. Но довольно часто мы можем себе позволить не прерывать ребенка в момент его сконцентрированной работы. И скорее всего он не продлится долго, нужно просто запастись терпением на 5-10 лишних минут.
3. Каждому возрасту свое: Теория сензитивных периодов (Critical Periods Theory)
В своей педагогической системе Мария Монтессори опиралась на результаты наблюдений формирования психологических свойств и видов поведения. В результате своей работы ею были выделены особые периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Именно в эти промежутки времени мозг наиболее восприимчив к формированию соответствующего навыка.
Сензитивный период развития речи (0-6 лет). Отсюда идет убеждение, что детям учить иностранный язык легче, чем взрослым.
Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года) Малышам нравится порядок, ведь это хоть что-то предсказуемое в сумасшедшем меняющемся мире. Хороший возраст, чтобы приучать прибираться вместе, чтобы не жаловаться потом на школьников, у которых вечный беспорядок в комнате.
Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) Развитие навыков побуждает малышей этого возраста искать себе сенсорных приключений. Пластилин, тесто для лепки, вода, песок, грязь - все это будет очень притягательно для них.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Замечали, с каким вниманием дети рассматривают жуков, хлебные крошки, пылинки? Это продиктовано их внутренними потребностями, потому не спешите уводить их от муравейника.
Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года) В этот период родителям приходится побегать. Осознав, как управлять своим телом, ребенок точно не станет сидеть на месте, ведь ему сколькому нужно научится!
Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет) До наступления этого возраста бесполезно требовать от ребенка вежливости и ждать, что в детском саду он будет играть со сверстниками. Всему свое время!
Это вовсе не значит, что после истечения этого возраста, ребенку невозможно чему-либо научиться, просто потребуется больше времени усилий.
Разумеется, в одной статье не уместить даже основную информацию об комплексной методической системе. Буду продолжать знакомить Вас с принципами данной методики, которыми сама пользуюсь со своим ребенком. Следите на канале Английский с Рождения. Также там Вы сможете найт статьи, для изучающих английский и результаты нашего изучения английского языка с рождения.