Найти тему
ОргРешение

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Возможно, не случайно именно сейчас набирает обороты новая эволюционная система управления в организации, названная Фредериком Лалу, автором книги «Открывая организации будущего» «бирюзовой». Эта система предполагает горизонтальную систему управления и строится на взаимодействии специалистов, а не взаимодействие начальников. На смену приказу приходит договоренность.

Люди начали ценить возможность самим влиять на свою жизнь и работу, появляется новое поколение специалистом, нынешних выпускников ВУЗов, которым не подходит классическая  система управления, основанная на четкой иерархии и необходимости следовать четким инструкциям сверху.

Часто общаясь в своей консалтинговой практике с руководителями, мы видим, что потребность в изменениях, в ставшем довольно непредсказуемом мире кризисов и новшеств, тоже есть.

Мы периодически слышим запросы руководителей и владельцев компаний, звучащие примерно так: «Сделайте что-нибудь, что бы они (подчиненные) перестали ходить ко мне по каждому пустяку и решали рабочие вопросы самостоятельно». Произносящий эти слова, как правило, немного раздражен, иногда выглядит уставшим или даже замотанным. Четкого понимания о желаемом «что-нибудь» чаще всего нет. Руководитель просто понимает, что наступил физический предел его возможностей в сфере контроля работы организации. Однако, когда после  ряда мероприятий (тимбилдинга и сессий) сотрудники начинают брать больше ответственности на себя и больше стараются договариваться друг с другом, от того же руководителя мы слышим «Да, мне конечно полегче, но что они там за моей спиной обсуждают? Они совсем перестали ко мне ходить, может что-то не то делают».

Природа подобной ситуации лежит в противоречии – с одной стороны руководителю важно контролировать процессы, происходящие в организации, с другой – с ростом организации для обеспечения контроля требуется все больше ресурсов – руководящего состава, на содержание которого уходит все больше средств, личного времени, запасы которого не безграничны. В результате руководитель понимает, что не в состоянии отслеживать и регулировать все текущие вопросы.

«Таблеткой» для лечения подобных организационных болячек обычно служили командообразование – от веревочных тимбилдингов на природе до деловых игр в залах и аудиториях.

Еще одним инструментом являются сессии и конференции – стратегические, проблемные, ситуационные и др. Эффект, как правило, наступает – получив позитивный опыт взаимодействия, ориентиры для принятия решений, почувствовав себя причастным к принятию важных решений в компании сотрудники действительно становятся более свободными в принятии решений, ответственности. При этом надо признать, что к радикальным переменам подобные мероприятия могут не привести.

Почему?

Есть сложившаяся система взаимоотношений в организации, и если ничего не менять глубже, в самой системе, то «налет» ответственного отношения и готовности договариваться быстро рассеивается.

-2

Можно предположить, что главной причиной чрезмерной централизованности организаций является их традиционная структура и способы управления, доминирующие на данный момент. В их основе лежит принцип жесткой иерархии, подразумевающий принятие власти и ответственности руководителями. Этот принцип веками обеспечивал стабильность организационных систем и их выживание. Платой за эти бонусы является отчуждение сотрудника от управления собственными действиями и, как следствие – перекладывание ответственности и инициатива в принятии решений на руководителя.

Если изменения не находят поддержки у руководства, они не приживаются, и все возвращается на круги своя.

Поэтому, основным условием внедрения «бирюзовой» системы работы в организации является твердое решение и поддержка владельцев и высшего руководства.

​Жизнь показывает, что новый способ устройства организации работает. Опыт компаний «Morning Star», «Semco», последние управленческие эксперименты в «Zappos» показывают, что мы стоим на пороге глобальных изменений в менеджменте. Эти компании ушли от вертикали управления к приоритету горизонтальных связей. Как сказал один из сотрудников «Morning Star»: «У нас нет начальников, у нас каждый – начальник». В основе жизни этих компаний лежит передача власти в компании ее сотрудникам – руководящие должности просто упраздняются или (как в «Semco») становятся выборными. В основе принятия решений лежат договоренности между службами и отдельными сотрудниками организации. Подробнее об опыте крупных компаний, живущих по принципу корпоративного самоуправления можно почитать в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», все больше материалов по этой теме появляется и в Сети.

​Переходя от западных реалий к нашей отечественной жизни можно вспомнить ныне забытые работы Кропоткина в области самоуправления и опыт артельно-кооперативного движения начала 20-го века. В наше время появляются первые смельчаки, готовые для повышения эффективности  бизнеса поделиться властью с работающими на них людьми.

​Среди них есть как удачные примеры, так и компании, вернувшиеся от экспериментов с корпоративным самоуправлением к традиционным формам менеджмента.

-3

В настоящее время проект по расширению участия сотрудников в управлении компанией проводится в компании «ВкусВилл». Молодая, активно растущая компания. Естественное стремление широко использовать потенциал сотрудников привело компанию «ВкусВилл» к внедрению  системы обещаний. Данная система предполагает систематические встречи сотрудников разных отделов, с целью достижения договоренностей. Как только договоренности достигнуты, они фиксируются в форме «обещаний» сторон друг другу и далее сотрудники отделов действуют в соответствии с ними. При необходимости, если кто-то из участников процесса видит необходимость договоренности изменить, проходит следующая встреча, на которой можно договоренности скорректировать.

Рядовые сотрудники могут вначале скептически воспринимать изменения. Но в ходе реализации принципов «бирюзовости», а это:

  • Самоуправление;
  • Целостность;
  • Эволюционная цель;

​cотрудники быстро включаются в новую систему, ведь возможность принимать решения за себя и за свою работу высвобождает много творческой энергии. Часто производительность труда, благодаря этому растет.​

Изменчивый мир не дает возможности особенно долго застывать на месте. Все больше веяний изменений, организациям необходимо быть гибкими для быстрых изменений. Наличие «души» в организации может оказаться одним из главных факторов ее успешности на рынке. Живая организация дает возможность своим сотрудникам тоже быть максимально живыми в процессе работы. Возможно, уже сейчас пришло время эволюционировать, принимать решения и договариваться друг с другом.

Авторы: Анна Лавровская, Андрей Токарев

Редактор: Мария Нестерова