Найти тему
Кирилл Вишнепольский

«Оставил неоднозначное впечатление»: разгромный комментарий от читателя

В редакцию нашего канала пришло письмо... Ну точнее так: читатель оставил подробный РАЗГРОМНЫЙ комментарий на мою публикацию «Македонский всея Руси» о Дмитриевском соборе во Владимире и его белокаменных рельефах.

Такой умный, злой и подготовленный коммент — что не могу не опубликовать отдельно :-)

«Бдение Александра Македонского» (деталь), Михаил Козловский, 1780-е, мрамор. 
© Государственный Русский музей, Петербург
«Бдение Александра Македонского» (деталь), Михаил Козловский, 1780-е, мрамор. © Государственный Русский музей, Петербург

«Спасибо за статью. Живу недалеко от Владимира, и к религиозной символике имею далеко не праздный интерес. Представленный материал оставил неоднозначное впечатление, хотя понимаю, что это публицистика. Памятник чудесный во всех отношениях, но по тексту много замечаний.

1. О том, что «прозвище „Большое Гнездо“ у Всеволода Юрьевича 

— это отражение верований ещё волосовской культуры.

Владимиро-Суздальское княжество возникло на финно-угорских землях, местное население которых к настоящему времени ассимилировано славянами. Древняя Русь в этническом плане была далеко не однородной. Вообще, Русей было пять: Новгородская, Владимиро-Суздальская, Киевская, Рязанская, Черниговская. И они очень не дружили меж собой, но междоусобицы не имеют отношения к теме.

Сосуд, волосовская культура, IV-II тыс. до н.э. Найден у д. Волосово, Владимирская губ., Муромский уезд. Глина, лепка, обжиг. © Государственный исторический музей, Москва
Сосуд, волосовская культура, IV-II тыс. до н.э. Найден у д. Волосово, Владимирская губ., Муромский уезд. Глина, лепка, обжиг. © Государственный исторический музей, Москва

Какое здесь было язычество до крещения точно никто не знает, но если Велес однозначно славянский бог, то тотемы водоплавающих принадлежали автохтонам. Только на барельефах [Дмитровского собора — КВ] их нет, есть Мировое дерево.

2 О Македонском

Пытаться расшифровать символику собора при помощи европейской геральдики, мягко говоря, некорректно, потому что русское православие в ранний период являлось калькой византийского — восточного! — христианства. Да и не сформировалась еще в период строительства собора западноевропейская геральдика.

Скульптор «изобразил воспитание твердой воли Александра, в ходе которой он противится сну». © Государственный Русский музей, Петербург
Скульптор «изобразил воспитание твердой воли Александра, в ходе которой он противится сну». © Государственный Русский музей, Петербург

А поскольку византийцы, ромеи — этнические греки, не стоит удивляться присутствию [на стенах собора] Александра Великого.

3 О грифонах

Американский историк Адриена Майор — малахольная [в моей заметке представлена теория Майор о том, что мифологический образ грифона базируется на рассказах скифов-золотоискателей Алтая КВ].

Грифоны — персонажи древнегреческой мифологии — были заимствованы из ханаанейского (семитского) бестиария. Это финикийские керубы, чудовища с львиными телами, орлиными крыльями и клювами — которые в Септуагинте (греч. переводе Библии) названы «херувимами».

Голова грифона, Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Найдена на Центральном Алтае, у села Туэкта в долине р. Урсул. © Государственный Эрмитаж, Петербург
Голова грифона, Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Найдена на Центральном Алтае, у села Туэкта в долине р. Урсул. © Государственный Эрмитаж, Петербург

Керубы охраняли Ковчег Завета в Храме Соломона (См. напр. Исх. 25:17–20.) Человекоподобными херувимы стали по мере формирования ангеловедения — чисто христианской отрасли теологии, — которая стала догматической только где-то веку к 15-му.

5 О Давиде и Иакове

На стенах храма мы видим предтечу классического церковного иконостаса, где в верхних рядах размещены изображения ветхозаветных патриархов.

Давид (на фото, рядом с ним, кстати, евангелисты) считается автором 73 псалмов в Псалтыре, хотя возможно, некоторые из них, наоборот, являются посвящением Давиду. Арфа в его руках — псалтерия — музыкальный инструмент, под который исполнялись религиозные песнопения.

Белокаменные рельефы Дмитриевского собора, Владимир. Фото © КВ
Белокаменные рельефы Дмитриевского собора, Владимир. Фото © КВ

Иаков боролся не с ангелом, а с самим Богом, за что получил второе имя — Израиль (Богоборец).

Вообще, если обратиться к Библии, то в ней говорится, что «боролся Некто с ним до появления зари». И произошла эта история столь давно, что из нее точат «уши» тотемизма, потому Некто лягнул праотца в бедро и повредил его (Быт. 32:24-25). О том же свидетельствуют тотемические имена жен Иакова-Израиля, так Рахиль — божья овечка, Лия — буйволица. Так же животная символика — змей, осел, лев и пр. — неразрывно связана с их сыновьями, прародителями 12-ти колен Израилевых.

На всех известных иллюстрациях богоборства Иакова изображен именно ангел. То есть, это устоявшие стереотипное представление со времен царя Гороха, если оно запечатлено аж на храме 12 в. Перед иллюстратором библейского сюжета стоял вопрос: как изобразить «Некто», и поскольку этот Некто был Богом (явно Элохимом), он решил изобразить ангела. Не осла же, в самом деле, изображать.

Быт. 32:24-28:

²⁶ И сказал ему: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». Иаков сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

²⁷ И сказал: «Как имя твое?» Он сказал: «Иаков».

²⁸ И сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей одолевать будешь».

Занимательно, что владимирцы понимали все до одного барельефы собора, которые для них не представляли ничего нового или загадочного, но прививали христианскую мораль, а нам сейчас для каждого персонажа требуется толкование.

Желаю успехов в популяризации истории».

Татьяна Т.

P.S. Нашла научные статьи по теме. Не знаю, можно ли здесь давать ссылки, но без труда найдете статьи по названию.

— С.М. Новаковская-Бухман. «Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире».

— С.В. Заграевский, академик Российской академии художеств. «О научных перспективах поиска истоков и прототипов белокаменного скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси».

— Чумакова Татьяна Витаутасовна. «Сюжет „Вознесение Александра Македонского на небо“ в древнерусской культуре»