Бывают книги и книги. Пусть даже хорошие — прочитал такую, закрыл, подумал: хорошая книжка, понравилась, потом поставил на полку и взялся за следующую, а к этой, если и вернешься, так лет через пять, не раньше. А бывают КНИГИ. Закрыв которую, ты еще долго думаешь, думаешь, думаешь… прислушиваешься в струнам где-то в глубине своей души, которые долго еще дрожат, звенят в резонанс с волшебными строчками.
Именно такой книгой стал для меня роман «Самшитовый лес» Михаила Анчарова. Вроде бы совершенно реалистичное произведение, персонажи — как из жизни, все узнаваемые (в том числе и среди своих же знакомых), а все же — фантастика. Нет, даже не так, не просто фантастика — Утопия!
Но утопия своеобразная. Нет в ней ничего общего с бесконечными попытками мыслителей всех эпох создать воображаемое «общество счастья». Общество-то как раз в книге — самое обыкновенное, каким оно было на момент создания романа; да и сейчас, признаться, оно не стало принципиально иным — может чуть-чуть бессердечнее, ибо победили в нем, по крайней мере внешне, люди, совершенно точно знающие, с какой стороны их личного бутерброда самый жирный слой маслица, и куда именно следует стелить самую мягкую соломку. Но принципиально... принципиально ничего не изменилось.
А утопией я роман назвал потому, что главный герой его, обыкновенно-необыкновенный человек Сапожников, наивный гений-дилетант, вроде бы такой совершенно житейски беспомощный и вроде бы создающий своим «дефективно-изобретательным» разумом удивительные, невероятные теории и гипотезы — это почему-то, при всей своей несуразности, такой человек, которым исподволь, чтобы никто из житейски продвинутых людей не заметил, восхищаешься, и с каким-то замиранием сердца спрашиваешь сам себя: а, может, я хочу быть на него похожим? Но точно — хочу ли? Не страшно ли?
Казалось бы — кого удивишь в наши продвинутые времена такими дилетантами, когда каждый второй пользователь соцсетей в два счета может доказать теорему Ферма, происхождение славян от атлантов или существование торсионных полей. Вот только Сапожников делает это не ради славы, лайков и подписчиков, не ради денег, не ради признания. Он делает это просто потому, что не может не делать — он не может не думать. А самое главное — он никогда не говорит «ученые скрывают» и никогда не сражается за свою идею. Он просто берет ее и отправляет в вольное плавание. Если она оправдается — прекрасно, нет, если данные против нее — ну что же, не прошла проверку. Значит, надо искать другую…
Кому как, а для меня такая философия, особенно в наше время железобетонных мнений, которые под страхом всеобщего остракизма положено «уважать» (то есть ни в коем случае не подвергать сомнению) — как глоток чистой родниковой воды. Да и сам Сапожников — это настоящий человек-утопия, наверное, подлинное общество всеобщего равенства и счастья должно состоять как раз из таких Сапожниковых, которые любят просто потому, что любят, думают просто потому, что любят думать и хорошо работают потому, что кому-то надо хорошо работать. Увы, утопия - это именно утопия, и дай бог чтобы хотя бы единицы когда-нибудь ее достигли.
«Самшитовый лес» - уникальный роман. Лиричный, романтичный, глубоко философский, и одновременно живой, с удивительно узнаваемыми персонажами, с простой, понятной всем и каждому историей. Роман вышел в 1979 году, но это просто дата — с тем же успехом он мог быть впервые опубликован и в 1999 году, и три дня назад. По-моему, для литературного произведения такая «вневременность» - свидетельство уровня таланта автора. Великого таланта — и я не ничуть не иронизирую. Я не был ранее знаком с творчеством Михаила Анчарова — ни как поэта и барда, ни как писателя, и я очень рад, что знакомство это началось именно с романа «Самшитовый лес», а в том, что это знакомство продолжится и впредь, нет ни малейших сомнений.
Мы народ. Мы живём вечно и медленно, как самшитовый лес. Корни наши переплелись, стволы почти неподвижны, и кроны тихо шумят. ...Мы народ. Опорный столб неба
#ссср #фантастика #литература #писатели #шедевры литературы #из архивов советской фантастики