Сейчас все блокбастеры в основном являются боевиками, в них много экшена, который в большей мере создан благодаря компьютерным эффектам. Обычные боевики хорошего качества сейчас выходят не очень-то часто, все заполонили фильмы по комиксам, которых в году с десяток выходит, а они все бьют и бьют кассовые рекорды. Мне же всегда больше всего нравились обычные боевики, пусть и без супердорогого графона, но зато с очень качественными живыми съемками и хорошими персонажами. Я собрал 6 самых известных классических боевиковых франшиз, расставив все фильмы из них от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
24. Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть (2013), (49+53+(14+28)/2)/3=41.0
Казалось бы, "Крепкий орешек" в течение четырёх фильмов поставлял качественный контент. Да, все сиквелы уже были явно слабее несравненного оригинала, но так или иначе они, даже 4.0, были крепкими боевиками с годным экшеном и харизматичным персонажем Брюса Уиллиса. И пятая часть вроде бы не предвещала особой катастрофы, но каким-то чудом всё же умудрилась сделать так, что вся франшиза пошатнулась. Особенно заметно это в России, где кино улетело даже в красную зону, хотя, может, во всём клюква виновата. Но пятая часть однозначно стала самым отвратительным ни пойми чем во франшизе, как будто бы даже не пытающимся сделать хоть что-то. Пятый Орех - это просто набор связанных между собой белыми нитками экшен-сцен, иногда перебивающихся подобием сюжета, около-намёками на шутки, около-намёками на драму и арки персонажей, а в качестве клюквы на торте переместить действие в Россию-матушку. Думаю, всем очевидно, что последняя часть максимально плоха ао всём, но самое печальное - они уничтожили образ Джона МакКлейна. В первой части это был невероятно органичный персонаж, который остался таким же в сиквеле с триквелом. На квадриквеле он потерял часть обаяния, но оставался весёлым и острым на язык чертякой. Последний фильм серии больше похож на , тавтологично звучит, типичные последние фильмы Брюса Уиллиса: сам актёр уже даже харизмой не тянет, а все его фразы кажутся жутко вымученными (особенно про отпуск). Ну и Джай Кортни/убийца франшиз в качестве дуэта с Уиллисом максимально плох - финальный штрих в крышку гроба. 14 февраля действительно хороший день, что умереть, чтобы этой франшизе наконец-то умереть.
23. Рэмбо: Последняя кровь (2019), (61+61+(26+26)/2)/3=49.33
И еще одна 5 часть некогда культовой франшизы, хотя здесь качество сиквелов под вопросом. Я думаю, что немногие знали, что у этого бедного мужика вышли еще одни приключения. Во всем виноват Крид - другая франшиза со Сталлоне в главной роли ( но то спортивная драма), при выходе очередной части которого Слай решил, что и Джона Рэмбо пора привести к логичному концу. Но Рэмбо уже со второй части превратился в безыдейную машину для убийств. В 2019, после успеха серии про Рокки, Сильвестр Сталлоне решил вернуть из пепла и второго своего культового персонажа. Зрительские отзывы очень средние, а благодаря критикам кино даже не сумело пересечь рубеж в 50 баллов. И я очень посредственно отношусь к этой франшизе. Первый фильм я просто обожаю, для меня это лучший фильм со Слаем, но вот последующие продолжения оказались для меня несмотрибельными. И если четвертая часть выходила в бородатом 2008, когда Сталлоне был ещё о-го-го, то в 2019 ему стукнуло уже 73, так что экшен, являющийся основной составляющей последних частей, даже не смогли бы оформить. И первые 45 минут кино вдруг решило уйти в философия, навести драмы. И лишь последние полчаса натужно старался показать хоть одну интересную экшен-сцену. И мне даже понравился подход создателей слепить свою версию "Один дома" с рейтингом R. Подобные боевики с ловушками мне нравятся, и "Рэмбо: Последняя кровь" не стал для меня убогим паразитированием на успешной серии. Но всё же ненужность и вымученность пятой части, а также возраст Слая, не способствуют получить от среднего боевика категории Б удовольствие. И хотя это всё ещё лучше третьей и даже второй части, но в целом слабо.
22. Рэмбо 3 (1988), (57+58+(40+36)/2)/3=51.0
А теперь триквел про Рэмбо, которого зрители ненавидят во франшизе больше всего. На момент выхода фильм являлся самым дорогим в истории, хотя сборы для 1988 года и внушительны, но для бюджета в 63 млн выйти в плюс удалось только при помощи носителей. Проблема всех сиквелов в том, что они соответствовали оригиналу только по части экшена, но не по части сценария. В оригинальном фильме Джон - это драматический герой, а в сиквелах - машина для убийств. Ему просто предлагают новое приключение, тот соглашается и делает полтора часа клюквенного экшена. Будь здесь у героя Сталлоне другое имя, то у зрителей явно бы оценки были бы чуток повыше. Здесь просто тупой экшен в совокупности с клюквой, где противники Слая ведут себя чересчур по-идиотски. Причем иронично, что на КиноПоиске в трилогии каждая новая часть получала на балл меньше.
21. Неудержимые 3 (2014), (60+61+(32+35)/2)/3=51.5
Сталлоне и компания стабильно каждые два года собираются старой гвардией, снимая бессюжетный и пафосный экшен с крутыми актёрами боевиков прошлого с нарисованной кровью и плевком в лицо реализму. И сиквел подошёл к отметке "это настолько тупо, но зато фаново, а потому весело", что вышел даже очень весёлым экшеном в 2012. Но особая часть этого фана строилась на рейтинге R, а так как "Неудержимые" активно зазывали всех любителей такого в кино, то денег на триквеле хотелось срубить знатно. А потому третья часть стала выходить с рейтингом PG-13, пропала нарисованная кровь и фирменно-бредовые диалоги. Сценарий пошёл даже не по третьему кругу, а просто забил даже на фановость, забивая хронометраж какими-то потугами в драму. Ну из Мела Гибсона получился очень скучный злодей, хотя его харизмой могли такого брутального гада сотворить. Хороший экшен почему-то тоже испарился, остались лишь дурацкие взрывы каких-то зданий. На триквеле "Неудержимые" внезапно перестали быть лёгкой отдушиной из 90-ых, а скатились в какой-то бразильский сериал про семью на правах "Форсажа". После весьма бодрого сиквела это определённый шаг назад, ещё и кассовые сборы сильно просели. Даже интересно, что нам четвёртый фильм покажет.
20. Рэмбо: Первая кровь 2 (1985), (67+65+(33+47)/2)/3=57.33
Пусть 3 или 5 часть явно будут похуже, но главная проблема у франшизы открылась именно с этого фильма. Как я уже говорил, Рэмбо - это драматический герой, у которого было очень мрачное прошлое, и он не может найти для себя новое место, а когда копы его пытают, то зверь вновь просыпается и начинается дикий экшен. Именно последнее запомнили больше всего, так что сиквел имел при себе только его, став глупым боевиком. Бюджет здесь тоже был рекордным, но сборы также стали высокими, чего не сказать об оценках. Первый вариант сценария написал культовый Джеймс Кэмерон, а итоговый 100 раз переписывал Сталлоне, говоря, что у второго было еще хуже. Хотя сам Кэмерон даже спорил с премией Золотая Малина, который лично ему выдала свою награду за Худший сценарий, хотя он утверждал, что не имеет отношения к итоговой версии. А насчет качества фильма, то я считаю, что все сиквелы и близко не доходят до оригинала и являются его бледными копиями.
19. Плохие парни 2 (2003), (76+66+(23+38)/2)/3=57.5
Наконец-то пошли отличные фильмы, а открывает их сиквел "Плохих парней". Майкл Бэй в начале своей карьеры, на мой взгляд, лупил шедевр за шедевром, этот фильм не стал исключением. Первая часть мне очень понравилась, но сиквел показался гораздо гораздо лучше. По сути, это тот же самый практически во всем фильм, просто здесь увеличили бюджет. Фильм стоил огромные для ленты с рейтингом R в начале 00-ых 130 млн долларов, из-за чего не блестяще выступил в прокате, и продолжения пришлось ждать очень долго. Но само производство тем не менее стоило гораздо меньше, по 20 млн заплатили Уиллу Смиту и Мартину Лоуренсу, Майкл Бэй забрал 10, а еще спродюсировал это все Джерри Брукхаймер - один из самых дорогих продюсеров, который тоже вытянул около 10 млн. То есть, половина бюджета ушла на актеров и прочее, а вторая на съемки. И обычно сиквелы даже самых успешных франшиз-боевиков выходят заметно хуже оригинала. Думаю, никто не будет спорить с тем, что продолжения "Крепкого орешка", "Рэмбо", "Часа пик" и прочих получились хорошими, но заметно уступающими оригиналу. С натяжкой только "Смертельное оружие 2" практически не уступает оригиналу. Но вот со второй частью "Плохих парней" все иначе. Сиквел на зрительских агрегаторах получились практически идентичные оценки по сравнению с оригиналом, общий балл подкосили критики. И я обожаю первую часть, но в моих глазах сиквел оказался лучше по всем фронтам. Мне даже кажется, что Майкл Бэй выбрал путь создания идеального сиквела на опыте Джеймса Кэмерона. Знаю, звучит смешно, но в карьере Кэмерона есть два идеальных продолжения: "Терминатор 2: Судный день" и "Чужие". И главный их успех заключался в переделке жанра. "Терминатор" и "Чужой" из триллера превратились в боевики, и аналогичное проделал и Майкл Бэй. Первый фильм с бюджетом в 19 млн обладал всего одной экшен сценой, так что технически это комедийный триллер. В сиквеле же бюджет уже был значительно больше, что сделало его комедийным боевиком. И именно такой жанр является одним из моих самых любимых. Я обожаю оригинального и третьего "Крепкого орешка", франшизу "Смертельное оружие" и "Час пик". "Плохие парни 2" же являются для меня эталонным комедийным боевиком ( ну, на уровне с первым Орехом). Здесь потрясно все: экшен, юмор, съемка, персонажи, музыка, сценарий, в принципе, тоже. Да и с таким большим бюджетом и размах виднеется. Практически все снималось без графики, настоящие трюки и пиротехника, съемочная группа даже особняк сровняла с землей. Местами фильм пусть и подзатянут, но в целом экшен шикарен и очень круто поставлен, единственная претензия к слишком быстрой смене кадра и большому количеству монтажных склеек. В каждом фильме у режиссера один кадр сменяется другим в течении нескольких секунд. Ну и юмор, юмор тоже здесь действительно смешной, а местами буквально разрывает ожидания и доводит до нелепости, но это круто смотрится. Возможно, я просто очень люблю Майкла Бэя, но считают этот фильм одним из лучших комедийных боевиков всех времен.
18. Неудержимые (2010), (69+65+(42+45)/2)/3=59.16
В 2008 году внезапно много прибыли принёс "Рэмбо IV" от Сильвестра Сталлоне, после чего этот парень понял, что на ностальгии так-то можно срубить много денег. Первые "Неудержимые" обещали боевиковый капустник из разных крутых актёров боевиков, устроивших полтора часа дикого экшена всей компанией на манер "Мстителей" за 2 года до них, только с кровью и расчленёнкой. И получилось относительно неплохо - по крайней мере на фоне третьего и четвёртого фильмов. Кино выглядит созданным на коленке. Сюжет идёт лесом - просто кого-то спасти, просто надрать зад каким-то там террористам. Образы персонажей вообще взяты с любых фильмов, где светились те или иные актёры боевиков. те же Стэйтем и Слай, что неудивительно, абсолютно такие же, как и в любых своих боевиках среднего покрова. Единственное достоинство "Неудержимых" в объединении разных культовых дядек в одном кадре, но общая подача всего этого гораздо лучше была продемонстрирована во второй части. Гораздо приятнее наблюдать за "живым" экшеном с пиротехникой из 90-ых, нежели чем за вырвиглазными компьютерными огнём и кровищей. Мне первый фильм показался посредственным - экшен скучный, а основной акцент всё равно делается на Стэйтэме, так что шибко много фансервиса получить не удалось.
17. Рэмбо 4 (2008), (69+70+(37+46)/2)/3=60.16
Прошло всего 2 года с выхода возвращения одного культового персонажа Сталлоне, как он уже подготовил возвращение другого. Да и Рэмбо покидало однозначно сильнее Рокки, на чью ношу пришёлся только один откровенно слабый пятый фильм. Рэмбо же в веке прошлом обзавёлся только трилогией, где только оригинал считается за кино. А вот сиквел и триквел - тупо экшен, привязанный к войне Слая с оравой солдат. И "Рэмбо IV" не стал новым "Рокки Бальбоа", это всё такая же тупая третья часть, только здесь 70 минут отборного крышесносного кровавого экшена на 10 минут диалогов, к тому же, ещё и без привязки к Афганистану, Союзу или чему-то подобному - тут за врагов выступают какие-то левые террористы. В принципе, если смотреть на все продолжения Первой крови, то четвёртый кажется самым логичным на место лучшего. Да, кино очень глупое и простое, но смотря как посмотреть. В сравнении с ещё большей идиотией других фильмов серии, этот выглядит вполне адекватно. По уровню экшена кино тоже на ступень выше сокамерников - дикое мочилово в каких-то джунглях смотрится довольно эффектно. К тому же, Слай в кадре смотрится очень эффектно. Кому как, но вот в период середины 00-ых до середины 10-ых он был просто шикарной военной машиной для боевиков - "Неудержимые" это трижды доказали. Фильм в целом дурацкий, до первой части ему и Луна близкой покажется, но как одноразовый экшен на вечер (фильм еле час 20 мин длится) пойдёт, тем более что качество этого экшона в купе с нетривиальными локациями позволяет.
16. Смертельное оружие 4 (1998), (76+66+(53+37)/2)/3=62.33
"Смертельное оружие" - один из лучших примеров франшизы, которая не скатилась на дно. Для меня все 4 части примерно на одном, очень высоком уровне, чего не скажешь об оценках на западе. У всех сиквелов оценка ощутимо ниже. Только вот квадриквел еще и стоил ошеломительный 140 млн, хотя предыдущая всего 35, отчего она грохнулась в прокате, так что пришлось времени для выхода 5 части, но все не сложилось, Мел Гибсон ушел с вершины Голливуда из-за своих не очень лестных высказываниях о евреях. Недавно оба ведущих актера высказались, что хотели бы вернуться во франшизу, а постановщик всех фильмов - Ричард Доннер, очень хотел хотел завершить свою карьеру в кино именно 5 частью, но не вышло, 5 июля 2021 года в возрасте 91 года режиссер скончался. И пусть 4 часть не в почете на западе, но мне, как, думаю, и многим у нас, она нравится. Веселые напарники вновь ищут приключения на свою голову, разбавляя все это качественным юмором и хорошим экшеном, но на свою сумму бюджет не выглядит, визуальный ряд от той же 3 части не сильно отличается.
15. Плохие парни (1995), (77+69+(42+41)/2)/3=62.5
А вот и дебютный фильм Майкла Бэя, все равно получившись неважную критику. И в этот раз стиль картины придерживался скорее комедийного триллера, нежели комедийного боевика. Но в этот раз это связано с мизерным бюджетом проекта, которому даже 19 млн выделили с натяжкой. Но Майкл Бэй, пусть и не бывший в тот момент большой звездой, все равно всячески продвигал свое мнение, разрешал актерам импровизировать, а также сам прикладывал руку к сценарию. И так как денег на фильм было очень мало, то взрывов в таком фильме ждать не стоит. Но Бэй даже отдал свой гонорар в 100 тыс. долларов и добавил собственные деньги, чтобы вставить побольше экшена. Вот именно такого человека и нужно называть настоящим режиссером, который не работает только ради гонорара, а действительно вкладывает всего себя в проект. И пусть критики отнеслись к Парням прохладно, да и IMDb не то чтобы очень отличились, но мне кино очень нравится, правда, сиквел вышел гораздо лучше. Главным плюсом, несомненно, стоит назвать парочку главных героев. Майк и Маркус стали одним из самых харизматичных и запоминающихся дуэтов среди похожих боевиков, заняв достойное место среди Риггза и Роджера из "Смертельного оружия" и Ли и Картера из "Часа Пик". И юмор главным образом построен на диаметрально противоположных характерах героев. Один взбалмошный холостяк, а второй - семьянин. И хотя схожая структура часто используются в бади-муви-комедиях, но "Плохих парней" это не делает вторичными. Я заметил, в фильме практически нет гэгов, только диалоговые шутки, построенные на определенном поведении определенного героя. Комедия работает прекрасно и даже сейчас не является устаревшей, хотя Бэй и добавил ненужной пошлятины, но давайте будем честными, в серии фильмов "Трансформеры" всего этого было еще больше. И в целом "Плохие парни" вышли не только отличным дебютом, но и прекрасным боевиком и комедией, которые впоследствии получили культовый статус, пусть картине и далековато до "Крепкого орешка" или той же "Скалы".
14. Смертельное оружие 3 (1992), (77+67+(60+40)/2)/3=64.66
Пусть мне все 4 фильма нравятся примерно одинаково, но тем не менее с 3 части в угоду зрителям в первую очередь была ставка на юмор, потом на экшен, но ни капли не на драму. В первой части над преподносили двух разных героев, где Дэнни Гловер "слишком стар для всего этого дерьма" и решает окончательно завязать, закончив это дело, а Мел Гибсон это безбашенный коп с темным прошлым, в котором убили его жену, отчего он пытается свести счеты с жизнью. сцена с пистолетом и фото погибшей жены в начале первого фильма не тянула прям одеяло в сторону драмы, это была просто очень сильная сцена, охарактеризовывающая этого персонажа. В сиквеле от нее частично избавились, на что-то подобное еще проглядывалось, но вот триквел остался без этого. Герой Гибсона радостный и беззаботный мужик, которому в кайф служит полицейским. Более того, здесь он даже находит новый любовный интерес, часто посыл неплохой, все-таки на смерти жены не все кончается и можно жить дальше, но это немного портит персонажа. Но а по части юмора и экшена все примерно во всех частях на одинаковом уровне.
13. Неудержимые 2 (2012), (70+66+(67+51)/2)/3=65.0
Первая часть показала, что простецкий боевик без сценария, снятый исключительно ради показа культовых экшен-личностей 90-ых, может приносить много денег, так что на второй части фана и экшена стало ещё больше, а вот логики не прибавилось. Правда, мне сиквел показался намного бодрее и зрелищнее первой части. Сюжет всё ещё был слабой частью проекта, белыми нитками связывая экшен-сцены, но в этот раз хотя бы классные экшен-сцены. В первой части было очень больно смотреть на компьютерный огонь и какие-то мазки краски вместо крови, продолжение же немного исправило эти проблемы. Знаете, я как будто бы посмотрел все боевики 90-ых разом: тут есть кусок для Уиллиса, Шварца, Чака Норриса и всех остальных культовых актёров того времени. Я бы просто взял и к чёрту вырезал все диалоги, слушать которые было довольно-таки мучительно. Было гораздо приятнее смотреть на фановый экшен, который даже не пытался хоть как-то обозначить угрозу. Персонажи даже не пытаются играть в страх, так как все собравшиеся понимают: никто из них не умрёт. Это вообще убивает всяческую интригу, так что вся трилогия держится на одном-единственном моменте: это объединение крутых актёров. Вы просто попробовали это сделать в 2010 - получилось, на мой взгляд, плоско, но было нормально. Ко второй части добавили экшена и звёзд в каст - получилось чуть забавнее и веселее. Тут относительно идеальный баланс юмора, экшена и ностальгии, так что "Неудержимые 2" в этой теперь уже квадрологии мне показались самым классным боевичком на вечер. Но вот с третьей пошло уже просто унылое безобразие.
12. Плохие парни навсегда (2020), (66+66+(77+59)/2)/3=66.66
Триквел "Плохих парней" неожиданно объективно оказался лучшим в серии, конечно. Удивительно, но когда Майкл Бэй ушел с поста постановщика, ограничившись лишь небольшим камео тамады на свадьбе, то критикам вдруг фильм понравился, хотя первые части, которые по всем параметрам этот превосходят, получили разгромную критику. Вот серьезно, что такого ужасного сделал режиссер, что его фильмы так не любят типа профессионалы, может это и не фильмы на века, но слишком уж их ненавидят. Когда только только появились трейлеры, то я уже с нетерпением ждал это кино, пошел на него в кинотеатр в первый же день проката, пусть было и вообщем-то неплохо, но невероятно разочаровывающе. Если предыдущие части были созданы с размахом и натурными съемками, то здесь найти действительно интересную экшен-сцену трудно. Все снято на зеленке, еще и с применением плохой графики, очередной отвратительный огонь в конце тоже показали. В злодейки зачем-то добавили ведьму, в реалистичные боевик 2020 года добавили ведьму, которая еще и была в отношениях с Майком. Помимо толерантности, в Голливуде еще и помешались на сюжетных поворотах в стиле - я твой отец, брат, сестра, дядя, тетя и так далее. Даже сюда впихнули неуместный подобный поворот, где оказывается, что у Смита еще и есть сын-мексиканец. Ну и полностью добивает то, что к двум парням добавили молодую команду, так что теперь это больше похоже на новый "Форсаж", даже характеристики у многих героев те же, а Смит красуется как Дизель. Единственное, что получилось хорошо - юмор, вот он действительно смешной, но в основном это благодаря актерам и монтажу, прям настолько смешных диалоговых шуток в фильме немного. Ну и еще оператор отлично поработал, а за неоновые кадры в начале и в середине - мое уважение. По итогу я бы сказал, что кино годное, но это только благодаря актерам, с фильмами Бэя это нечто и близко не стоит.
11. Крепкий орешек 3: Возмездие (1995), (76+76+(59+58)/2)/3=70.16
Первый "Крепкий орешек" стал в итоге суперуспешным фильмом, но от участия в сиквеле Джон МакТирнан отказался, но на триквеле вновь вернулся в дело. Вообще, лично для меня франшиза "Крепкий орешек" - одна из немногих, где оригинал является самым лучшим в серии. Но если брать в оборот только сиквелы похождений Джона МакКлейна, то Возмездие определенно будет моим любимым. Мне очень нравится концепция первого фильма с развитием действия в закрытом пространстве, но как показала вторая часть, от такой концепции в скором времени придется отказаться. И, как известно, триквел снимался по забракованному сценарию к "Смертельному оружию" - еще одному значимому боевику из 80-ых. Но Оружие - история напарников, поэтому к Уиллису на второй план заехал харизматичный Джексон, что только добавило фильму пару плюсов. Несомненным плюсом стал для меня дуэт главных героев, сделавший половину успеха фильма. Также хорош был и злодей, который воспринимался таким младшим братом для Ганса Грубера. Касательно технической части все не так однозначно. на мой взгляд, в первом фильме не только была наилучшим образом подана история, но и снят экшен. Сиквел походил уже на какой-то более комиксовый боевик. Но Возмездие пользовалось реалистичным подходом, благодаря чему и сейчас смотрится просто отменно. Но режиссура и подход к съемкам экшена тем не менее разительно отличается от оригинала. Возможно, проблема в том, что история перестала быть личной для конкретного героя, переместившись на сюжет. Но камера уже перестала маниакально следовать за героем, не выделяясь на фоне других боевиков того времени. Экшен тоже снят не через призму главного героя, а как схожие боевики это делают. Надо признать, что у МакТирнана все равно получилось создать потрясающий визуальный ряд, подкрепленный кучей крутого экшена, но оригинал был покруче. Как и все продолжения оригинального Ореха, сиквелы избавились от драмы или детальной проработки персонажа, сосредоточившись на конкретной истории. И Возмездие справляется с этим, на мой взгляд, лучше всего - самый удачный юмор, прорва отличный персонажей, харизматичный злодей, крутой экшен. Это как раз то, что необходимого для классического боевика из 90-ых, 8 из 10.
10. Крепкий орешек 2 (1990), (78+71+(69+67)/2)/3=72.33
В России всю трилогию воспринимают примерно на одном уровне, хотя оригинал как бы принято тоже возносить на самый верх, но сиквел и триквел все-таки считаются примерами идеальных продолжений. Но на западе люд другого мнения, "Крепкий Орешек 2" понравился американской аудитории значительно меньше оригинала. Режиссером второй части выступил Ренни Харлин, который ставил как всякую чушь вроде "Рожденного американцем" и "Геракла: Начало легенды", так и весьма качественное кино вроде "Охотников за разумом" или "Скалолаза". Но судя по рейтингу КиноПоиска, именно что сиквел "Крепкого Орешка" является лучшим в его карьере, что, думаю, справедливо. Вообще, я считаю, что все поголовно продолжения первого Ореха гораздо хуже него, но трилогию все же люблю. Главным плюсом второй части для меня стало сохранение формулы успешного сиквела. В продолжениях принято повторять историю, но при этом за счет большего бюджета добавлять, соответственно, большего масштаба. Действие распространялось только в пределах аэропорта. Это не настолько клаустрофобно, как было в маленьких комнатках из небоскреба в оригинале, но все еще соответствует общей концепции истории. Лично мне в боевиках всегда нравился не огромный размах и разрушения со взрывами, как было в том же"Коммандосе" или "Рэмбо: Первая кровь 2", а именно что локальность происходящего. В относительно небольшой локации, на мой взгляд, куда проще нагнать саспенса, а также сделать сам экшен и перестрелки лучше. Триквел отошел от подобной концепции и от общего стиля оригинала, но сиквел это сохранил. И как не странно это прозвучит, но для меня развитие действия в аэропорту и увеличение масштаба стало и главным минусом. Небоскреб был идеальным местом действия для первой части, но аэропорт оказался слишком размашистым и не оказался тем самым местом, которое стало бы идеальной декорацией для фильма. Но Джон МакКлейн, пусть по части драмы и слился, остался верен себе из оригинала. Продолжал быть остроумным и колким. Драки со злодеями все еще была тяжелой для МакКлейна, и все те трудности оставались трудными. Экшен, пусть и заметно спал по части реализма, оставался крутым и изобретательным. Юмор тоже перестал быть великолепным, но периодически можно словить смешок. В целом, если учитывать, что, как правило, сиквелы получаются заметно хуже оригинала, то "Крепкий Орешек 2" вполне заслуженно пользуется таким баллом на КиноПоиске, но лично мне именно что повторение сюжета и увеличение масштаба мешало насладиться фильмом на все 100%. Кино хорошее, но заметно уступает оригиналу, я считаю, что балл от IMDb вполне справедлив.
9. Джон Уик (2014), (69+74+(86+68)/2)/3=73.33
Киану Ривз - культовая личность и кумир миллионов, но его актерская карьера с середины 00-ых до середины 10-ых заметно проседала, а благодаря этому фильму он таки вернулся на верхушку (ну почти) Голливуда. При этом из всей трилогии многие почему-то считают именно оригинальным фильм худшим. Я не против сиквелов, но вот именно первая часть меня очень сильно поразила. Джон мне очень понравился, хотя, казалось бы, отставной убийца на своей пенсии, но вот его трагедия оказалась триггером его возвращения. Без своей жены Уик буквально потерял смысл своей жизни, но почившая успела подарить мужику щенка, ради которого он продолжил свое существование. Но внезапно щенка этого убивает наглый паренек из мафии, из-за чего Уик вновь встает на этот скользкий путь и вытворяет почти час дикого экшена. Экшен же в фильме получился очень классным и изобретательным при своем мизерном бюджете, но больше всего меня поразила именно вот эта отличная идея и нетипичная мотивация для мести. Это был действительно шикарный боевик с налетом драмы, который еще и собрал вволю, так что на сиквелы был обречен.
8. Крепкий орешек 4.0 (2007), (74+71+(82+69)/2)/3=73.5
Выпускать сиквелы к франшизе, где история подошла к своему концу, - дело не очень хорошее. Если продолжение и выстрелит в прокате, то зрителям не понравится. Квадриквел похождений Джона МакКлейна вышел спустя 12 лет после триквела, а также события, как видно, перетекли из 20 в 21 век. Создатели могли серьезно влипнуть, запятнав звание успешной серии фильмов, но этого не произошло, а франшиза скатилась 6 лет спустя с пятой частью. И хотя квадриквел и оказался на удивление неплохим, но это однозначно не лучший сиквел во франшизе. Во-первых, четвертая часть окончательно превратилась в боевик с размахом. Бюджет вырос до 110 млн долларов, что превратило суровый и кровавый R в подростково-стерильный PG-13. И хотя экшен, кажется, поставлен с размахом, а графика в картине не в изобилии, но 4.0 все равно уступает захватывающим перестрелкам в оригинальной трилогии. Во-первых, ну Брюс все-таки постарел, в некоторых сценах старина Джон выглядит не тем, кто сможет разрулить все надвигающееся дерьмо. Еще это пример того боевика, где Уиллис с непрошибаемой, но еще харизматичной рожей без каких-либо проблем голыми руками взрывает толпы антагонистов. Сиквел и триквел еще держали героя в рамках, заложенных оригиналом, но квадриквел стал точкой кипения. Хотя у четвертой определенно есть много объективных плюсов, но именно она сделала из Джона МакКлейна Джона Рэмбо. В целом "Крепкий Орешек 4.0" выглядит достаточно хорошо, но для меня фатальным шагом стала переиначивание сути героя. И буду честным, я никогда не пересматривал ни одно продолжение "Крепкого Орешка", только оригинал. И что во второй, что в третьей части было много запоминающихся экшен-сцен. Про четвертую я такого сказать не могу. Лично мне запомнилось лишь несколько моментов, да и то связаны они с юмором, который, кстати, можно назвать лучшей частью картины. МакКлейн пусть и лишился одной из своих фирменных фишек, но остроумие и колкие диалоги еще остались, а с шутки про "Звездные Войны" и "Стартрек" смеюсь до сих пор. В итоге четвертая часть просто нормальная. Это далеко не тот фильм, который запятнал некогда великую франшизу. Он неплохо работает как типичный экшен-боевик. Он неплохо осовременил сеттинг консервативного Брюса, ведь в основе сюжета были кибер-технологии и развитие гаджетов, а не просто атака террористов. По-моему, 4.0 не фонтан, но и достаточно неплох, 6,5 из 10.
7. Джон Уик 3 (2019), (67+74+(89+73)/2)/3=74.0
Особенно на западе сиквел и триквел ценят гораздо больше, но на мой взгляд, эта часть окончательно испортила образ Джона Уика. Еще проблемой оказалось то, что 3 глава не имеет почти никакого смысла, являясь, по сути, филлером. Мне не очень понравилась вторая часть, но мир и сюжет были интересными, а концовка заявила противостояние Ривза со всем миром. Третий фильм заканчивается точно так же, только вводя идиотские нововведения, еще и Джордани Йованович все прикончил. Еще и экшен оказался вторичным и не столь круто поставленным, эффектные перестрелки и стычки в предыдущих лентах идут лесом, заменяя их битвами на ножах и прочем холодном оружии( а битву на мечах гораздо проще поставить красиво и эффектно, а я так вообще обожаю подобные сражения), но здесь это смотрится глупо. Когда у тебя есть пистолет, то ты просто подойдешь к самому опасному убийце, направив на него нож, пока тебя не изрубят в капусту. И еще при том, что Уик здесь сражается со всем миром, его толком никто и не пытается убить, большинство киллеров его валяют от стенки к стенке, затем ждут, пока тот встанет, и только затем продолжают свою атаку, после чего их окончательно добивают. Я все еще считаю, что сиквелы испортили персонажа, но если второй хотя бы поражал экшеном и постановкой, то третий таким похвастаться не может.
6. Джон Уик 2 (2017), (70+75+(89+75)/2)/3=75.66
В 2014 году Киану Ривз перезапустил свою карьеру при помощи первого "Джона Уика". Сиквел состряпали не очень оперативно, но через 3 года "Джон Уик 2" увидел свет. И вроде как, если сравнить оценки оригинала и сиквела, то второй в этой гонке стал беспрецедентным победителем. Главным образом хвалили кино за более крутой и проработанный экшен, а также за более обширное описание вселенной. Я же, как можно заметить, очень люблю первый фильм, который был просто шикарной драмой о принятии, что завернули в зрелищный боевик. Ко второй части былой запал сценаристов сошел на нет - "Джон Уик 2" стал обычным боевиком среднего покрова с примитивным сценарием, но зрелищным экшеном. Действительно можно удивиться чудесам боевой подготовки Ривза, который в каждой новой сцене стреляет, пырнет ножом и мочит кого-то с летальным исходом. Возрастание уровня визуала, режиссуры и экшена в целом действительно восхищает. Второй Уик стал одним из немногих свежих боевиков, что снят практически полностью при помощи живой хореографии. И смотрится это очень круто, но нет истории, за счет которой работал первый фильм. В сиквеле у Ривза нет личной мотивации. Все те убийства, что принял на свои плечи Уик, можно обосновать очень банально и скучно - герою нужно выжить. Месть в такое время тоже не назовешь вершиной сценарного мастерства, но в контексте фильма эта месть действительно работала. "Джон Уик 2" - это терпимое и очень зрелищное кино, которому не хватает чего-то, за что действительно можно зацепиться.
5. Рэмбо: Первая кровь (1982), (77+77+(85+61)/2)/3=75.66*
*При одинаковом балле выше становится тот, у которого выше балл на КП
На самом деле странно осознавать тот факт, что, по сути, именно сиквелы сделали из Джона Рэмбо персонажа, чьё имя стало именем нарицательным для непрошибаемых героев боевиков. Во второй, третьей и четвёртой части он был машиной для убийств, которая всеми способами сметала нехороших бойцов с пути - перед этим парнем реально никому не устоять. Но если взглянуть на первую часть франшизы, то становится ясно, что она задумывалась совершенно иной. Что под ширмой классического боевика с непрошибаемым главным героем прячется сбитая и драматическая история ветерана войны. Да, запоминается Первая кровь прежде всего своими эффектными сценами экшена, но я считаю, что это один из главных глубоких боевиков 80-ых - рука об руку он идёт с первым "Смертельным оружием", "Крепким орешком", "Робокопом" и, пожалуй, Джеймсом Бондом с Тимоти Далтоном. Это один из тех немногочисленных работ Сталлоне, где он не просто за большой чек хвастается мускулатурой, а реально играет. Причём, не произнося особо диалогов - мужик потрясно отыгрывает одним лицом. Хотя в финале и сценарий даёт о себе знать, так что дарует Слаю один из самых сильных монологов за его карьеру. Фильм мне показался очень глубоким, хотя и зрелищности его никто не отменял. Вообще, Слай тут прям качественно пробежался по лесу - в отличие от предыдущих примеров "городских боевиков" Первая кровь устраивает дикое месилово на свежем воздухе, что и экшен делает очень запоминающимся. В целом получилось очень крутое кино, которое, несмотря на "Рокки", я бы назвал лучшим в карьере Сталлоне.
4. Смертельное оружие 2 (1989), (79+72+(82+70)/2)/3=75.66*
Я уже достаточно рассказал про эту серию фильмов, и больше мне особо добавить нечего, разве что сиквел мне понравился чуть больше всех других. А еще герой Джо Пеши, который потом появился и в следующих частях, вышел прикольным.
3. Смертельное оружие (1987), (80+76+(80+68)/2)/3=76.66
"Смертельное оружие" по своему культовому статусу не уступает "Крепкому орешка". Как у фильм с Брюсом Уиллисом, за это кино тоже никто не хотел браться, потому что это был гарантированный провал. Но в итоге Оружие сделало звёздами Мэла Гибсон, Дэнни Гловера и вновь воскресило карьеру режиссёра Ричарда Доннера. Успех "Смертельного оружия" строился на классическом сюжете бади-муви про двух разносторонних персонажей, нескольку неординарный подход к созданию классического боевика 80-ых и присутствие драмы. Хотя я люблю сиквелы Оружия, но не могу не признать, что их превратили в просто комедийные боевики. А вот первый фильм ещё чувствовал себя серьёзно и воспринимался не обычной комедией про двух копов, а чем-то более значимым. В этом плане мне очень понравилась первая сцена с Риггзом, находящимся в депрессии и готовым себя застрелить. При упоминании франшизы в целом почему-то эту сцену редко выделяют, хотя мне кажется, что она одна из самых важных. Сюжет же сейчас совершенно не выглядит чем-то новаторским. Просто бади-муви с классическим детективной историей. Но такое кино явно не смотришь из-за суперзакрученного сюжета или мегаоригинальной истории. Прежде всего это классная комедия с элементами экшена. Да, простая, но всё такая же ламповая и интересная, как и 35 лет назад. К тому же, как и в "Крепком орешке", события картины разворачиваются в Рождество, что добавляет определённой атмосферы и жизнерадости ленте. На мой взгляд, "Смертельное оружие" нисколько не уступает "Крепкому орешку", обе картины всё так же приятно пересматривать.
2. Крепкий орешек (1988), (80+82+(94+72)/2)/3=81.66
Прорывной проект Джона МакТирнана по праву занял место одного из лучших классических боевиков всех времен наряду с теми же "Плохими парнями", "Смертельным оружием", "Рэмбо", "Часом пик", "Хищником" и т.д. И хотя я очень тепло отношусь к вышеперечисленным примерам, но именно первый Орешек стал для меня самым любимым. Во-первых, о чем я уже упоминал в рецензиях на предыдущие части, оригинал переизобрел образ типичного протагониста из боевиков. Джон не был машиной для убийств, был именно что живым человеком, который терпел неудачи, которому было больно, которому было сложно. Еще МакКлейн даже проходил свою арку, чего обычно такие герои не делают. Ну и вишенкой на торте из персонажей стал злодей Ханс в исполнении неподражаемого Алана Рикмана. Какими бы устрашающими не были Джереми Айронс и прочие враги Джона, но именно что Алан Рикман стал жемчужиной - самым интересным, проработанным, харизматичным, опасным, не глупым. Экшен в декорациях клаустрофобного боевика мне тоже понравился больше всего из всей серии. Несмотря на не самую масштабную стычку в истории франшизы, экшен снят самым изобретательным способом. Склеек немного, что радует. За персонажа действительно болеешь, поскольку с каждым новым столкновением он получается все больше ранений, а шансы на победу стремительно движутся к нулю. Юмор тоже потрясающий. МакКлейн не только хорош в перестрелках, но и в юморе. Герой в каждой сцене умудряется весьма колко высказывать свое мнение по поводу тех или иных событий. Ну и дубляж тоже вышел отменным. В дилогии свой голос персонажу Брюса Уиллиса подарил Денис Беспалый ( его голос мы можем услышать в Бэтмене Кристофера Нолана, именно он озвучивал Кристиана Бэйла), который невероятно поработал над образом. В отличие от Бэтмена, голос МакКлейна у Беспалого получился более саркастическим, а также выделяет он заметно больший спектр эмоций. Если выбирать среди всех переводов, то именно полноценный дубляж выглядит наилучшим вариантом. В целом "Крепкий Орешек" несомненно является шедевром и однозначно одним из лучших в карьере Брюса Уиллиса. Для меня так он вообще самый лучший, 9,5 из 10.
1. Джон Уик 4 (2023), (78+84+(95+78)/2)/3=82.83
Можно заметить, что я не особый ценитель франшизы Чада Стахелски. И парадоксально, что чем выше у части рейтинг, тем меньше они мне нравятся. Квадриквел на этот раз получил какие-то запредельно высокие рейтинги от западных рецензентов - на IMDb Уик какое-то время был равен "Побегу из Шоушенка" ( 9.3 из 10). А так как сейчас модно раздувать все фильмы до трёх часов, то и эта часть решила пойти на поводу у этих трендов. И даже официальный прокат в России меня не порадовал - вот как-то совсем не хотелось 3 часа пытаться не уснуть ради посредственного фильма. Правда, рейтинг на КиноПоиске, который очень скромен у предыдущих частей, полез на недосягаемую планку - так что новая часть меня заинтересовала. И знаете, кино в целом годное, но всё равно сильно меня не впечатлило. В начале я как-то совсем не втянулся в повествование. А ещё словил себя на мысли, что плохо помню триквел, поэтому не мог до конца понять, чего такое Киану натворил. Я уже нанюхался рецензий в духе "нескончаемый 3-часовой поединок", но первые полчаса идут диалоги - моя, наверное, главная проблема в этом фильме. Уик 4 строится на очень простой формуле: болтовня-экшен-болтовня-экшен... Сначала герои поговорят, но все диалоги в большинстве своём такие пресные или пафосные. Многие говорят совершенно неестественно - особенно жалкий главный злодей. А какие-нибудь Уинстон или мистер Никто ( забавная, кстати, отсылка) говорили просто феерически пафосно - от их разговоров так и тянуло в сон. Джон же, как многие, наверное, знают, в фильме молчалив, но смертоносен, поскольку Ривз сам настаивал на том, чтобы большинство его реплик попросту вырезали. С точки зрения экшена же всё на редкость хорошо. Рекордный для серии 100-млн бюджетный потратили по назначению. Это самый красивый и визуально стильный фильм серии, который вдохновлялся буквально всем. Здесь очень крутая цветокоррекция, интересная операторская работа, стильные и размашистые локации. Джон Уик в этот раз действительно сражался со всем миром, сражался всеми видами холодного и огнестрельного оружия, сражался в городе, устраивал погоню, перебил сотни человек - в общем, разыгрался на славу. Но вот какая оказия произошла - со временем изобилие и плотность экшена наскучивают. После первого получаса вы показали размашистый замес в отеле Хироюки Санады. Минут 10 длился мордобой, Уик попрощался со старым другом и, по идее, должен был перейти в другую локацию - но он начал идти по зданию, где на него напали ещё солдаты, которые устроили ещё столько же экшена. Причём, меня постоянно раздражало, что Уик хоть и против всего миллиарда киллеров, но они постоянно нападают по двое-трое. Уик еле-еле одолел одну партию, как буквально сразу же из-за угла объявляется новая. Причём, в начале нам показали практически все "стреляльческие способности" Уика, но почему-то в конце показали плюс-минус такой же мордобой, просто не в здании, а на свежем воздухе. И хотя Уик иногда берёт в руки какие-нибудь нунчаки вместо приевшегося пистолета, но происходит это не часто, поэтому чаще всего экшен повторяется. Самыми запоминающимися в боевике стали именно сцены с интересной работой оператора. Часть, где главный герой на руках махался с пухленьким в пиджачке, при этом отовсюду льётся вода и постоянно сменяется главный цвет композиции - это прям круто. В финале же, где бодрая погоня перерастает в ещё одну перестрелку - там было много самоповторов. Единственный прям "вау-моментом" были долгосрочные кувырки Уика по лестнице. Особая проблема и в том, что экшена настолько много, что хоть сколько-нибудь вторичный дико наскучивает. А на все диалоги смотреть просто тошно ( так я заметил, что мне перестали нравиться современные просто боевики без чего-либо ещё за душой)( далее буду обсуждать со спойлерами). Но мне понравилась определённая жестокость фильма. Ребята в самом начале прикончили Харона - я прям не ожидал. Плюс, драка довольно пресных азиатских звёзд Йена и Санады закончилась удивительной смертью последнего. А когда дело близилось к финалу - он мне казался слишком скучным. Классическая дуэль, где Уик непрошибаемый победит. Вышло, на удивление, интересно - тупого злодея убили занимательно. И вот, казалось бы, конфликт разрешён, но я всё понять не мог, чем "Джон Уик 4" настолько хорош? И тут убийственный терминатор вдруг падает от бессилия и умирает. Окей, ладно, концовка грустная, хотя я это понял через пару часов после просмотра. Сначала я и вовсе не понял, что Уик умер - я думал, какая-то обманка ( ещё я недоволен, что лента не ответила - Донни Йен в итоге тоже помер в титрах?). Потом же ходил в недоумении - столько миллионов перекосить, но так и не дать эмоциональный финал. Меня концовка не то чтобы удовлетворила, но героя, которого знаю уже 4 фильма, всё-таки было жалко. В общем, заключая все мои разглагольствования, кино хорошо мне зашло. Я б хотел ещё чего наговорить, но и без того много здесь написано. Короче, это крепкие 7 из 10, вполне на уровне второго фильма, только в два раза длиннее.
Подводя итог, можно сказать, что большинство представителей этого списка являются весьма годными представителями этого жанра, плохими получались только самые последние сиквелы от франшиз, которые ничем, кроме названия, не схожи с предыдущими, всякие "Рэмбо", "Крепкий орешек 5", частично триквелы "Плохих парней", Неудержимых", "Джона Уика". Пусть сейчас действительно хорошие фильмы подобного жанра выходят не часто, но жанр классического боевика я считаю одним из лучших, наряду с фантастикой и комедией, а вот комиксы, приключения, мелодрамы и драмы сейчас уже слишком приелись своим однообразием. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссера Сэма Мендеса.