Найти тему

Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии

Оглавление

Авторы

9 августа 2021 года — юбилей Валерия Яковлевича Романова, кандидата психологических наук, доцента, заслуженного преподавателя Московского университета, почетного работника высшего профессионального образования РФ, ведущего научного сотрудника кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с 1970 года работающего на факультете психологии МГУ. Валерия Яковлевича поздравляют друзья, коллеги и ученики...

Александр Григорьевич Асмолов, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

Моему близкому другу Валерию Романову 9 августа исполняется 80 лет. Много лет. Но не берусь судить, потому что как психолог всегда понимаю, что есть психологический возраст личности. Вместе с тем, хочу попытаться взглянуть через призму идей моего другого друга Вадима Петровского о тех личностных вкладах, именно личностных, а не только когнитивных, которые Валерий Романов сделал в жизнь психологии, в жизнь многих поколений студентов и, в том числе, и в мою собственную жизнь.

Скажу честно, Валерий Романов представляет собой человека, который является однолюбом. Он влюбился безнадежно, страстно и эту любовь несет через всю свою жизнь, передавая искры этой любви каждому, с кем он встречается. Валерий Романов изначально влюбился в девушку, имя этой девушки Психология. И этой девушке он не изменял никогда. Именно любовь к этой девушке по имени Психология Валерий Романов пронес и несет как дар через всю жизнь.

Я хочу сказать буквально о нескольких вещах.

Валерий Романов — гениальный преподаватель. И когда я говорю «гениальный», это не дань юбилейной дате, это дань тому, что Валерий Романов делал с нами, в данном случае говорю о себе, со своими студентами, помогая каждому из нас найти свою дорогу в жизни и в психологии. Чтоб не быть голословным, скажу, что на 3-м курсе Валерий Романов предложил мне сделать перевод работы Джерома Брунера «Восприятие несоответствия» о поведении человека в ситуациях неопределенности (Bruner, J. S. & Postman, L. On the perception of incongruity: A paradigm. 1949). Я думаю, что вы понимаете, насколько это звучит современно. В этой работе поразительно было показано, как люди в своей жизни придерживаются «стратегии страуса», когда при столкновении с неопределенностью спешат от нее убежать, показано Брунером на экспериментальном материале тахистоскопического восприятия тех или иных карточных фигур. Когда мастерам игры в карты предъявляли, например, черви черного цвета, то карточные шулеры, в отличие от наивных испытуемых, отказывались это воспринимать. И возник феномен перцептивной защиты. Другие же шли по иному пути и использовали стратегию vigilance (стратегию бдительности), быстро воспринимая непривычные, нестандартные, непредсказуемые ситуации. Эта работа, связанная с ролью готовности и прогнозирования в поведении человека, предопределила во многом всё, что я делаю до сих пор, отставая по возрасту от Валерия Романова на не очень больших 8 лет.

Именно Валерий Романов вместе со своей любимой учительницей Юлией Борисовной Гиппенрейтер в буквальном смысле дал культуру нашей психологии, создав огромный цикл хрестоматий, которые стали культурным кодом профессионального психолога: хрестоматия по психологии ощущения и восприятия, хрестоматия по памяти, хрестоматия по близким для Валерия Романова темам внимания и памяти. И, наконец, главное — это была хрестоматия по психологии индивидуальных различий и хрестоматия по психологии личности. Эти хрестоматии, повторюсь, стали культурным кодом для психолога, их генетикой, чтобы расширить видение мира и видение реальности. И неслучайно Валерий Романов в своих разработках перешел от психологии памяти, в которой он первым обратил внимание на исследования Ф. Ч. Бартлетта, где память понималась в близкой Николаю Александровичу Бернштейну логике как повторение без повторения, как конструирование, а не пассивный реактивный процесс. И Валерий Романов перешел от этих исследований к исследованиям по конструированию личности, по пониманию индивидуальных различий, которые движут поведением между нами. Поэтому Валерий Романов многие годы сначала на кафедре общей психологии, а потом и на кафедре психологии личности читал курс по психологии индивидуальных различий, по большому счету, по психологии уникальности личности. И студенты слушали этот курс открыв рот, потому что выступления Валерия Романова, именно выступления, — это всегда театр, театр человека, который делится любовью к своей замечательной девушке по имени Психология. А когда тебе рассказывают о любви к возлюбленной, нельзя оставаться равнодушным! И тем самым лекция Романова превращает рассказы о психологии в подлинную автобиографическую память многих из тех студентов, которым с 70-х годов преподает Валерий Яковлевич Романов.

Валерий Яковлевич Романов — человек, для которого идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.А. Бернштейна это его собственная биография, он влюблен в этих исследователей и многих других, он всегда остается научно верен (обратите внимание на эту формулировку), развивая идеи этих мыслителей и связывая их с разными линиями мировой науки.

Валерию Романову принадлежит блистательный цикл исследований по психологии восприятия. Он проанализировал и открыл феномен, который называется ФОКН — фиксационный оптокинетический нистагм. Исследования проводились в специально созданных, сконструированных Валерием Яковлевичем Романовым вместе с Юлией Борисовной Гиппенрейтер условиях. ФОКН оказался уникальным методом для понимания тех путешествий, которые претерпевает у человека его внимание. Именно ФОКН помог объяснить, например, известную поговорку «Смотришь в книгу — видишь фигу» или, интеллигентно говоря, феномен пустого взора. Когда оператор смотрит на движение самолета на экране, не отрывая глаз, но происходит катастрофа, происходит авария; ему говорят: «ты не смотрел, ты не видел» — неправда. Благодаря такому объективному методу исследования внимания, как ФОКН, можно сказать, что он смотрел, но не видел, потому что его внутренний взор ушел в совершенно другие реальности. Это и есть открытый Романовым, но недостаточно сегодня отрефлексированный в науке, уникальный феномен — феномен пустого взора. Считаю, что этот феномен не менее важен для анализа, чем гениальный феномен Блюмы Вульфовны Зейгарник — феномен прерванных действий. Но ему уделяется мало внимания. Говоря об этом, я только подчеркиваю, сколь поразительным исследователем является Валерий Яковлевич Романов.

Валерий Яковлевич Романов сыграл, как я уже упоминал, очень важную роль в судьбах многих и многих выпускников факультета психологии МГУ. Многие, кто были его непосредственными курсовиками, дипломниками, аспирантами, его любят и будут любить всегда. Не буду перечислять всех его учеников, их немало, среди них и Мария Фаликман, среди них и человек, который связан со мной по жизни, мать моего сына, Евгения Фейгенберг. Их немало. И всё это его ученики.

Я думаю, что в этот день 9 августа мы — жители факультета психологии МГУ — еще раз можем остановиться, оглянуться, как любил говорить Алексей Николаевич Леонтьев, и понять, что удивительное рядом. И это удивительное — наш учитель, наш друг, родной для нас человек Валерий Яковлевич Романов. И без патетики: счастье, что он среди нас. И счастье, что своими действиями он многим из нас задал горизонты человеческого и профессионального развития.

С днем рожденья, дорогой мой человек! С днем рожденья, Валера! С днем рожденья, Валерий Яковлевич Романов — Учитель Учителей!

Вероника Валерьевна Нуркова, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

Ровно 30 лет назад в поточную аудиторию факультета психологии МГУ легким шагом вошел улыбчивый мужчина в самом расцвете сил (да-да, а вы разве не замечали, что у Романова хитроватая улыбка мудрого Карлсона?). Среди сотни студентов, ожидающих начала лекции по курсу «Психология памяти и внимания», сидела и я, 17-летняя второкурсница, которая очень хотела стать настоящим ученым, но, конечно, не догадывалась, что в это мгновение решается её профессиональная судьба. Уже через пару недель интенсивного соучастия в интеллектуальном диалоге с Валерием Яковлевичем я была твердо убеждена, что именно память — самое захватывающее в психологии, то, чему необходимо посвятить жизнь в науке. Его лекции были совсем не похожи на сухое монологичное изложение фактов, они буквально выводили заинтересованных студентов на орбиту острых проблем и дискуссий, будили стремление что-то срочно начать делать «своими руками». Поэтому вопрос о выборе научного руководителя передо мной не стоял, оставались сомнения – согласится ли? Ведь я загорелась идеей исследовать не просто память, а род памяти, о которой ни слова не было написано в стандартных учебниках – память о себе, автобиографическую память. Однако Валерий Яковлевич на удивление легко согласился на столь авантюрный проект. И потом многие годы, со своей фирменной деликатностью — вникал, советовал, подбадривал, правил, защищал, шаг за шагом проходя вместе со мной путь от первой наивной курсовой к диплому, диссертации (где речь и вовсе шла об автобиографической памяти незрячих), монографии, всё более самостоятельным проектам.

Я безмерно благодарна Валерию Яковлевичу за то, что никогда не пожалела о своем выборе; за базовое доверие к ученику, которое позволяет встать на крыло и отправиться в самостоятельный полет.

Мария Вячеславовна Фаликман, доктор психологических наук, руководитель департамента психологии и ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке:

Каюсь, когда-то давно, во времена учебы в аспирантуре, позволила себе маленькое хулиганство, повесив на дверь лаборатории (впрочем, изнутри) небольшую цитату из мемуаров Владислава Ходасевича:

«Каждого новоприбывшего спрашивали:
— Вы не знаете, будет Валерий Яковлевич?
— Я видел его вчера. Он сказал, что будет.
— А мне он сегодня утром сказал, что занят.
— А мне он сегодня в четыре сказал, что будет.
— Я его видел в пять. Он не будет…»

Валерия Яковлевича действительно чаще искали, чем заставали. Ученый секретарь диссертационного совета (заседания которого он вел поистине блистательно и искрометно, превращая каждое в настоящий праздник), один из ведущих преподавателей кафедры общей психологии и ассоциированный сотрудник сразу нескольких научных подразделений, он был очень востребован, но в знаменитой 113-й лаборатории на первом этаже факультета психологии МГУ на Моховой в те поры бывал уже не слишком часто. Когда бывал — это была истинная радость. Помню, как-то раз у него оказалось немного времени не то перед занятиями, не то после, и он, сидя верхом на стуле посреди лаборатории в кожаной куртке, увлеченно рассказывал о Н.А. Бернштейне и о фиксационном опто-кинетическом нистагме. Вообще, увлеченно рассказывать — это особый дар Валерия Яковлевича. Его рассказы можно слушать часами — о факультете, о книгах, о походах, о смешных случаях из жизни, которые в его пересказе делаются стократ смешнее, о знаменитых психологических экспериментах и феноменах. Поэтому, когда я в 1993 году поступила на первый курс факультета психологии и буквально несколько раз побывала на семинарах по «Введению в психологию», которые у нас волею судеб вел Валерий Яковлевич, моя судьба была предрешена по меньшей мере вплоть до защиты кандидатской диссертации, а то и по сей день. Теперь и я тоже веду семинары по «Введению в психологию» (и лекции читаю), и для меня очень важно, чтобы студентам было не просто интересно, но и радостно знакомиться с психологией как наукой.

Но даже несмотря на нечастые появления в лаборатории, Валерий Яковлевич оставался там совершенно особой, я бы сказала, ключевой фигурой. Например, как-то раз, когда я делала под его руководством не то дипломную работу, не то уже кандидатскую диссертацию, мы с коллегой ловили в лаборатории (точнее, в фотокомнате, без которой не обходилась ни одна глазодвигательная лаборатория 1970-х) мышь. Откуда она там взялась, непонятно, это была не лабораторная, а самая обыкновенная мышь, да и лаборатория занималась не мышами, а вниманием и памятью, которые изучались, как обычно, в основном у студентов младших курсов. Но мышь была, и ловили мы ее руками, причем прямо во время довольно-таки сложного эксперимента, который проводил Роман Сергеевич Шилко, через некоторое время тоже успешно защитивший диплом, а потом и диссертацию. И даже поймали и торжественно поместили в стеклянную банку. И почему-то было решено, что мышь непременно нужно преподнести Валерию Яковлевичу, у которого совершенно случайно как раз в этот день и час оказались занятия. Валерий Яковлевич отнесся с пониманием. Но мышь все же попросил выпустить, что и было не менее торжественно выполнено во дворе факультета психологии. Рискну, впрочем, предположить, что таких подарков он не получал ни до, ни после того случая.

А сегодня просто хочу поздравить Валерия Яковлевича с юбилеем и еще раз повторить, насколько важным для меня оказалось знакомство с ним и насколько значимо время от времени слышать его голос, его вопросы, всегда неравнодушные, насколько интересно разговаривать с ним о книжных новинках и вечной классике, насколько для меня ценны на нынешнем жизненном этапе его советы — потому что мало кто так же чувствует университетскую психологию во всем ее многообразии, как он. С днем рождения!

Сергей Александрович Капустин, кандидат психологических наук, доцент, заслуженный преподаватель Московского университета, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

С Валерием Яковлевичем мы встретились впервые в 1972 году, когда я учился на втором курсе. Он стал вести в нашей группе семинары по общей психологии. До сих пор помню своё восхищение тем, как они проходили. Но этим дело не ограничивалось. Были ещё и внеучебные мероприятия. Особенно помню нашу совместную со всей группой поездку в Подмосковье на речку Ворю, где Валерий Яковлевич читал нам рассказы И. Бабеля и мы разговаривали о самых разных вопросах психологии.

После этих встреч я стал писать у Валерия Яковлевича все курсовые работы, дипломную работу, а потом и кандидатскую диссертацию. Помню, как всех своих «курсовиков» Валерий Яковлевич приглашал к себе домой в свою незабываемую комнату в коммуналке. В ней по стенам располагались огромные стеллажи, забитые сотнями книг классической и современной художественной литературы, которые можно было взять почитать. В этой комнате мы учились делать свои первые доклады по прочитанной литературе и обсуждать их.

Валерий Яковлевич оказал на меня огромное влияние и в плане становления моей профессиональной деятельности, и как личность. Считаю его своим Учителем, который ввёл меня в психологию.

В день Вашего юбилея желаю Вам, Валерий Яковлевич, крепкого здоровья, хорошего настроения и бодрости духа.

Роман Сергеевич Шилко, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:

Мне посчастливилось познакомиться с Валерием Яковлевичем Романовым в самом начале моего обучения на факультете психологии — в сентябре 1995 года. Валерий Яковлевич вел в нашей одиннадцатой группе семинарские занятия по главному на тот период обучения курсу — курсу общей психологии, раздел «Введение». Хорошо помню эти занятия: сложные, насыщенные, динамичные, захватывающие; и преподавательский стиль Валерия Яковлевича с глубоким уважением к каждому студенту, с большой увлеченностью классикой психологической науки и настойчивым стремлением научить нас, наивных первокурсников, аккуратно и вдумчиво обсуждать и стараться понять сложные научные проблемы с обязательной опорой на исходный материал — тексты из хрестоматий. Возможно, именно на этих семинарских занятиях у меня произошло своего рода запечатление психологии с личностью Валерия Яковлевича, что потом проявилось в выборе его научным руководителем, что называется, раз и навсегда: с курсовой работы первого курса и до кандидатской диссертации. Мои первые шаги в преподавательской деятельности на выпускном пятом курсе тоже были сделаны под руководством Валерия Яковлевича, чей талант преподавателя (и уникальные учебные пособия!) известен многим поколениям выпускников факультета. Всякий раз мои субъективные впечатления и наши объективные результаты работы с Валерием Яковлевичем были для меня свидетельством большой удачи в том, что он стал для меня Учителем, наставником и замечательным примером достойного во всех смыслах человека. Я многократно убеждался в том, как высоко ценят Валерия Яковлевича коллеги и студенты, отмечая его приверженность самым высоким стандартам профессиональной деятельности и в то же время открытость, доброжелательность, отзывчивость и внимательность!

Дорогой Валерий Яковлевич, оставайтесь всегда таким же активным, позитивным и в хорошем смысле принципиальным!

Фаликман Мария Вячеславовна

доктор психологических наук. Руководитель департамента психологии и ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ. Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС. Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
Москва

Нуркова Вероника Валерьевна

профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Российского психологического общества, Ассоциации когнитивных исследований, Society for Applied Research in Memory and Cognition, International Society for Cultural and Activity Research.
Москва

Капустин Сергей Александрович

кандидат психологических наук, доцент. Заслуженный преподаватель Московского университета. Доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Москва

Шилко Роман Сергеевич

кандидат психологических наук. Доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Москва

Асмолов Александр Григорьевич

доктор психологических наук, профессор. Академик РАО. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Москва

-2

Материалы по теме

«Почему я так эффективен? Так у меня же образование психолога». Первые выпускники психфаков отмечают 50 лет в профессии

15.04.2021

А. Карпов: «Вынужденная изоляция сблизила всех нас еще сильнее!»

30.12.2020

Виктор Макаров: «Мы призваны участвовать в созидании нового»

30.12.2020