В Эстонии есть довольно любопытный технический музей, расположенный в поселке Ярва-Яани. Зовётся он Приютом старой техники, и включает в себя довольно редкие машины, как советского производства, так и зарубежные.
Из техники советской эпохи в Приюте есть «барбухайки», сохранившиеся в единичных экземплярах. Им я и посвятил эту публикацию.
Начнем, так сказать, с хозяев поля. ТА-6-1, автобус который делали на Тартусском авторемзаводе. Точнее – делали кузов, потому что шасси и вся техническая сторона здесь от грузовиков ГАЗ-51 и 52.
На фото автобус поздних лет выпуска, с цельнометаллическим кузовом. Более ранние шли с деревянным каркасом, обшитым стальным листом. Он не просто уцелел, он на ходу и периодически выезжает, радуя прохожих своим добрым, винтажным видом.
Вообще, все автобусы о которых тут идет речь, неплохо выглядят и на бодром ходу, хоть и живут под открытым небом. В Ярва-Яани проводят ежегодный ретро-автопробег по посёлку. Это вам не пресловутая «коллекция» в Черноусово и другие, ей подобные.
Второй по редкости автобус – детище Псковского механического завода, известного как «Псковавто», бывшего в советские времена ведомственным предприятием Министерства водного хозяйства.
Называется ПАГ-2М, построен на шасси ГАЗ-53. До начала восьмидесятых псковские «барбухайки» строили на шасси ГАЗ-52. Такие автобусы в основном использовались мелиораторами и строительными бригадами, собственно, ПАГ для них и выпускали.
Производство было довольно массовым, как для такой техники, клепали их по тысяче единиц в год, но до наших дней уцелело от силы пару десятков. Из них на ходу едва ли штук пять наберется, самый лучший - в эстонском музее.
Дальше у нас идет АСЧ-03 «Чернигов», выпускавшийся на Черниговском заводе специального транспорта, известном в прошлом «Кинотехпроме».
Из названия завода понятно, что позиционировался автобус транспортом для киностудий, театров и подобного рода учреждений, но «Чернигов» частенько можно было встретить и на обычном пригороде в украинских райцентрах. Я еще застал несколько таких машин на маршрутах в начале 90-х.
Собратом «Чернигова» по предназначению можно назвать «Кубань». Автобус выпускали по заказу Минкульта сразу два завода, и это была одна из самых массовых советских «барбухаек».
Специализированные версии, театральные, библиотечные «избы-читальни» и передвижные мини-музеи производились на Краснодарском механическом заводе, обычную пассажирскую «Кубань» собирали на ремонтно-механическом заводе в Будённовске.
На фото автобус поздних версий, Г1А1-02, и судя по маршрутной табличке, он еще успел поработать в Эстонии на пассажирских перевозках. У нас на таких ездили ремонтные бригады коммунальных служб, хотя и на пригородных маршрутах я их тоже еще помню, но уже лет десять ни разу «Кубань» на дорогах не видел.
Про техническую основу «Чернигова» и «Кубани», думаю, лишний раз повторять нет смысла, это шасси горьковских грузовиков.
Думаете, перед нами самоделка? Как бы не так, это усовершенствованный эстонскими мастерами Уазик.
Кузов делали на фабрике «Сельхозтехника» в городе Каркси-Нуйа. В передней его части угадывается кабина грузовика ГАЗ-53, куда же без него в эстонском кастомайзинге.
Передняя часть соответствовала основе, это мог быть ГАЗ-69 или УАЗ 469 Б, впоследствии УАЗ-31512. О таких машинах у меня есть более подробный пост, а еще жесткий верх на советские внедорожники ставили в далёкой Исландии.
И напоследок – бонус. КаВЗ 651, некогда очень распространенный автобус, выпускавшийся с 1958 по 1973 год. Отдельные машины доживали свой век в виде передвижных мастерских, бытовок водоканалов и теплосетей до конца девяностых.
На прошлогоднем ретро-пробеге его, кстати, не было. Скорее всего недавно отремонтировали очередную машину из запасников.
Сами же запасники «Приюта» - отдельная тема, столько уникальной автотехники как там нет больше нигде на постсоветском пространстве.
Самое главное, что она не просто стоит и гниёт под открытым небом, как в одном хорошо известном «мюзее» в Черноусово, а по возможности, ремонтируется и ставится на ход.
Я на Драйве
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам