Найти в Дзене
ПОД СТУК

Кто такой кондуктор на железной дороге? И почему в трамваях кондукторы, а в электричках - контролёры?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я расскажу, кто такой кондуктор на железной дороге и почему билеты в электричках проверяют контролёры, а в трамваях по прежнему - кондукторы?

Дословно, слово «conductor» с латыни можно перевести как «сопровождающий». То есть это служащий, который сопровождает поезда и обслуживает пассажиров. Само слово досталось железной дороге по наследству от гужевого транспорта.

Разновидности кондукторов

В дореволюционную эпоху кондукторы делились на обер-кондукторов, тормозных кондукторов, смазчиков и хвостовых кондукторов. О каждом из них поговорим отдельно.

Смазчик

В принципе, из названия должности уже что-то проясняется. Основной его задачей в пути следования было смазыванием букс маслом. Кроме того, на смазчика ложились обязанности по производству мелкого ремонта в вагонах.

В советские годы смазчиков стали называть поездными мастерами. После того, как в пассажирских вагонах появилось электрическое освещение, также была введена должность электрика. К слову прямой наследник электрика - поездной электромеханик, который находится в каждом поезде. Про него я рассказывал в отдельной статье.

А вот в поездных мастерах отпала необходимость, когда стали использовать роликовые подшипники букс, которые не нуждались в постоянном уходе и смазывании.

Тормозной кондуктор

Этот самый человек, которого Юрий Владимирович Никулин просит нажать на тормоза в песне «Постой, паровоз». Пассажирские поезда до 80х годов XIX века не были оборудованы пневматическими тормозами. Поэтому тормозные колодки прижимали к колёсам именно хвостовые кондукторы. Ну, разумеется не вручную.

Делали они это с помощью поворота штурвала, вал которого приводил в движение тормозную рычажную передачу, прижимая колодки к колёсам. Короче устройство практически идентично современному стояночному тормозу, который можно увидеть на любом грузовом вагоне.

-2

Тормозные кондукторы ездили на открытых площадках через несколько вагонов. На самой площадке имелась лавка, на которой ехал кондуктор, сам тормоз и штыри для сигнальных фонарей. По сигналу с паровоза, кондукторы приводили в действие тормоза и поезд останавливался.

Хвостовой кондуктор

Хвостовой кондуктор ехал на тормозной площадке в хвосте поезда. В его обязанности входило поддержание хвостовых фонарей в рабочем состоянии, а также сигнализация ими для идущих вслед поездов.

В случае обрыва сцепки, хвостовой кондуктор должен был закрепить «оставшиеся» вагоны с помощью тормозных башмаков. Кстати, фонари были двусторонними. В одну сторону они светили красным, а в другую, сторону паровоза - белым. Для машиниста три белых огня сигнализировали, что все вагоны вплоть до хвостового не отцепились и идут вместе с поездом.

Младшие и старшие кондукторы

Младшие кондукторы производили маневры на станциях, переставляя вагоны с одного пути на другой используя свою физическую силу. Иногда занимались также выгрузкой грузов из вагонов. Старшие кондукторы руководили этой работой.

Обер-кондуктор

Обер-кондуктор был главным в кондукторской бригаде. Его можно сравнить с нынешним начальником поезда, который, по сути, пока поезд в пути является его хозяином и отвечал за всё, что с ним происходит.

После Первой мировой войны приставку «обер» убрали, после чего должность стала называться «Главный Кондуктор». В его обязанности входила работа с документами, ведение маршрута поездки, а также обмен информацией с диспетчером.

Даже машинисты находились в подчинении обер-кондукторов. Именно главный давал сигнал к отправлению поезда с помощью свистка. Свисток обер-кондуктора означал, что поезд готов: проводники и кондукторы находятся на своих местах, а все пассажиры сели. После свистка кондуктор, машинист гудел и поезд трогался.

-3

Разумеется, в обязанности обер-кондуктора входило также поддержание порядка в вагонах и проверка билетов у пассажиров.

В дальнейшем, совершенствовались как вагоны, так и сигнализация. Появились пневматические тормоза, применение которых позволило отказаться от тормозных кондукторов. На пассажирских поездах власть перешла к начальнику поезда, а на грузовых поездах необходимые документы ведёт локомотивная бригада. Буксы стали нуждаться в смазке гораздо реже, а значит потребность в смазчиках отпала.

Единственное, кондуктора можно встретить на сборных поездах. Это такие поезда, которые собирают и развозят вагоны между станциями одного тягового участка. Там руководит всем этим как раз кондуктор, он же ведёт сопроводительную документацию.

Почему в трамваях кондуктор, а в электричках - контролёры?

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что проверка билетов - это не единственная обязанность кондуктора. Поэтому в целом, не очень разумно называть кондукторами тех, кто занимается просто обилечиванием пассажиров (ни в коем случае не принижаю представителей этой профессии).

-4

Поэтому что в электричках, что в трамваях, что в автобусах, кондукторы - это именно контролёры по своей сути (есть ещё ревизоры, которые проверяют как пассажиров, так и самих контролёров). Просто в городском транспорте сохранилось старое название.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Посмотрел видео сравнения «РЖД» и «Укрзалізниця». После этого аж захотелось гордиться нашей железкой! ► Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми? ► Почему в метро при подъезде к станциям в старых вагонах гаснет свет? И почему не гаснет в новых?

-5