В мире "Игры престолов" есть несколько великих домов, которые по своему могуществу, богатству и истории вполне могут соперничать с королевским домом. У каждого из них — довольно богатая история, которая порой исчисляется тысячелетиями.
И у каждого дома в прошлом — свои победы и поражения.
Однако среди всех домов Вестероса один дом для меня кажется особенным. Это Мартеллы, которые правят в жарком Дорне на юге континента.
Во многом этот дом даже уникальный — по своей истории и своему происхождению.
Как появились дорнийцы и дом Мартеллов, который ими правит, почему с ними не хотел связываться даже Эйгон Таргариен — завоеватель, который первый объединил (почти) все королевства Вестероса, и чем еще выделяется этот дом на фоне других?
Обо всем этом и расскажу в статье. Начинаем!
История Дорна в древнейшие времена
За многие тысячелетия до событий "Игры престолов" местность Дорна была больше и соединялась с восточным континентом Эссосом. Именно через этот перешеек в Вестерос пришли Первые люди, которые начали войну с Детьми Леса.
Дети Леса от отчаяния призвали могущественную магию, которая затопила перешеек между Вестеросом и Эссосом, и так Дорн потерял связь по суше с восточным континентом.
Именно Первые люди стали первыми жителями Дорна. Часть из них основали здесь свое королевство и вскоре начали воевать с Простором, расположенным севернее. В дальнейшем войны Дорна и Простора вспыхивали огромное количество раз.
Примерно за 3000 лет до событий "Игры престолов" в Вестерос приплыл новый народ — андалы. Они покорили все королевства Вестероса (дольше всех держались Старки на севере), включая Дорн, и смешались с местными жителями.
Именно в то время сформировался дом Мартеллов — его основателем стал андал Морган Мартелл, который победил местных лордов и захватил их территорию.
Вместе с андалами в Дорн, как и в другие королевства, пришла вера в Семерых богов и обычаи рыцарства. Однако на этом культурное становление дорнийцев не закончилось, и вскоре произошло событие, которое сильно изменило жителей этой местности.
Приход ройнаров в Дорн: новые обычаи
Примерно за 1000 лет до событий сериала на побережье Дорна приплыл еще один человеческий народ — ройнары. Они были очень развиты в культурном и цивилизационном плане, но все же уступали в могуществе Валирии, которая в то время управляла всем востоком.
Именно Валирия вынудила ройнаров бежать на запад, и так они приплыли в Дорн под предводительством королевы Нимерии. В Дорне тогда правил Морс Мартелл, который вместо того чтобы объявить войну нежданным гостям, решил заключить с ними союз и женился на королеве ройнаров Нимерии.
И это оказалось отличным решением! Ройнары принесли с собой качественные ремесленные технологии, они были опытными воинами, закаленными в битвах с валирийцами (хотя среди них большая часть была женщинами, но даже женщины-ройнарки умели отлично сражаться).
Ройнары обосновались в Дорне и вскоре отправились завоевывать другие королевства Вестероса. Нимерии и Морсу Мартеллу покорились многие, и так ройнары проникли глубоко на континент, смешиваясь с уже жившими там Первыми людьми и андалами.
Кроме технологий ройнары принесли в Дорн и новые обычаи. Так, среди этого народа женщины были такими же полноправными людьми, как мужчины, и власть переходила к старшему ребенку, независимо от его пола. Поэтому с тех пор Дорном частенько правили женщины, если они оказывались старшими в роду.
Пожалуй, ни одного такого Дома в Вестеросе больше не было.
Как дорнийцы воевали с Таргариенами (вполне успешно)
За 300 лет до событий сериала в Вестерос пришли Таргариены. Брат и две сестры верхом на драконах довольно быстро завоевали все королевства. Старки, Ланнистеры, Аррены и прочие великие дома один за другим преклоняли колена перед ними.
Казалось, ничто не в силах противостоять мощи драконьего пламени. Ничто, кроме дорнийцев...
Во время завоеваний Эйгон I Таргариен добрался и до Дорна, но захватить эти земли он так и не смог. Обычной армии было сложно сражаться в пустынных, скалистых землях с недостатком воды. А драконы оказались бесполезны против тактики дорнийцев.
Последние не объединялись в большую армию, действовали партизанскими методами, нападали небольшим отрядами и быстро скрывались — дракон с таким противником не давал никакого преимущества.
В результате, Дорн так и остался непокоренным. Но Таргариены на этом не успокоились. В течение сотен лет они предпринимали несколько попыток завоевать Дорн. Да и Мартеллы, правящие там, тоже не сидели на месте и организовали сразу несколько вторжений на север.
Правда, ни Таргариены, ни дорнийцы — никто не смог добиться победы.
Самая масштабная попытка Таргариенов захватить Дорн силой произошла при короле Дейроне I Таргариене. Он собрал огромное войско и напал на Дорн. Поначалу кампания шла очень успешно, и ему удалось захватить столицу. Дорнийцы признали поражение, и король, оставив в Дорне наместника, вернулся в столицу.
Но вскоре дорнийцы стали поднимать одно восстание за другим. Мятежи разгорелись, и уже через год Дейрону пришлось снова вернуться с армией. Поначалу он снова разбивал врага, но пал жертвой хитрости и предательства. Во время переговоров дорнийцы напали на него и убили. Так Дорн снова стал свободным.
Во время этой кампании Таргариены потеряли более 50000 солдат — колоссальные потери по тем меркам.
Присоединить Дорн у Семи Королевствам удалось только примерно за 100 лет до событий сериала. Сделал это король Дейрон II Таргариен с помощью дипломатии. он просто женился на принцессе Марии Мартелл и выдал замуж свою сестру за принца Марона Мартелла.
И спустя годы союз Мартеллов и Таргариенов укрепился еще сильнее, когда Рейегар Таргариен (старший брат Дейенерис из "Игры престолов) женился на Элии Мартелл. Их брак, к сожалению, закончился гибелью всей семьи, но это уже другая история.
В целом же, дорнийцы — пожалуй, самый несгибаемый и отважный народ Вестероса. Будучи довольно малочисленными, они устояли и против драконов, и против огромных армий, да еще и сами не раз устраивали вторжения к Таргариенам.
Больше интересных материалов про фантастику и фэнтези вы найдете в моем Telegram-канале, буду очень рад вас там видеть! Вот ссылка — добро пожаловать!