Найти тему
История войн и оружия

Истребители люфтваффе 22 июня 1941 г.

В операции "Барбаросса" важная роль отводилась ударам авиации. Ранним утром 22 июня 1941 г. начались массированные атаки 31 основного советского аэродрома на всем протяжении от Балтийского и до Черного моря. На руку немцам сыграли и работы по строительству аэродромов, из-за чего советские самолеты располагались на аэродромах скучено.

"Мессершмитты" Bf 109 для поражения самолетов использовали мелкие осколочные бомбы SD-2 (2-кг бомбы), они возились в контейнерах АВ-250, туда их помещалось 96 штук. При взрыве осколки разлетались на 12 м. Они могли взрываться как от удара, так и в полуметре от земли. В контейнер можно было загрузить 17 SD-10, весом по 10-кг. Контейнеры подвешивались под крыльями самолетов. Бомбардировщики могли загрузить в бомбоотсек 360 SD-2 или 60 - 70 SD-10. Аэродромы буквально засеивали ими.

Бомбы SD-2
Бомбы SD-2

Пилоты четырех "Мессершмиттов" во главе с штафелькапитаном 4./JG 27 обер-лейтенантом Роделем заявили об уничтожении 45 советских самолетов за один вылет, 51-я истребительная эскадра заявила о 129 самолетах, уничтоженных на земле.

К середине дня истребители стали эскортировать пикирующие бомбардировщики "Штука" и вести "свободную охоту".

Советские пилоты сражались ожесточенно и нескоординированно. Германские летчики столкнулись с чисто русским способом ведения войны - тараном.

-3

Так был сбит майор Шельманн из 27-й истребительной эскадры, на земле его расстреляли.

Геббельс писал в дневнике, что советские истребители не могли догнать немецкие бомбардировщики.

А воевать с тем же Ме-109F еще более скоростным уже было вообще малореально. Советские И-16 летали тройками и готовились воевать на горизонтальном маневре, к тому же так и не удавалось даже со сменой моторов преодолеть скорость 500 км/ч. "Мессершмитты" 109 же летали парами и использовали свое преимущество в вертикальном маневре.

Несмотря на большие потери советские военачальники отправили в бой свои СБ и ДБ-3.

Лишь в некоторых случаях пилоты могли нанести потери наступающим немецким войскам, но в основном эти вылеты заканчивались гибелью советских бомбардировщиков. Поскольку у советских пилотов не было радиостанций и экипажи ориентировались на ведущего и становились легкой добычей для истребителей.

Так 39-й бомбардировочный авиаполк по немецким данным потерял все 18 СБ, которые пытались атаковать немецкие войска, которые форсировали Буг.

На деле немцы за четыре дня бомбардировок 17 самолетами сбили 9 СБ, остальные 57 самолетов были потеряны от ударов по аэродромам или брошены с неисправностями. Почти полностью был сохранен летный и технический состав.

ДБ-3
ДБ-3

Пилоты 53-й истребительной эскадры сбили 8 СБ из 40-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Удалось сбить только гауптмана Брётнутца. Летчик вынужден был сесть на территории Литвы, его спрятали местные жители. Он дождался своих войск через четыре дня.

Но за то время у него началась гангрена и пилот с 37 победами умер.

Сбивали советские бомбардировщики и в 9.30 лейтенант Бэр и обер-фельдфебель Хофмейр вылетели на сопровождение поврежденного He-111. В районе Сиедлицы они заметили 25 - 30 СБ без истребительного прикрытия.

Два немецких пилота пошли в атаку, Хофеймер сбил 4 бомбардировщика, но был ранен в левую руку и из боя вышел. Бэр сбил два СБ (19-я и 20-я победы) в районе подошли пилоты 51-го истребительной эскадры, котрые сбили еще шесть бомбардировщиков. Мёльдерс заявил о четырех победах и довел свой счет до 72 (без учета побед в Испании).

Всего за первый день войны по немецким данным было уничтожено 1 489 советских самолетов на земле и 332 - в воздухе. По архивным данным советской стороны было потеряно даже больше около 2 000 самолетов. Немцы потеряли по одним данным 111 самолетов, которые были потеряны в бою и еще 61 был потерян в авариях. По другим данным 78 самолетов.

Спасибо за прочтение.

Истребители люфтваффе 22 июня. 39-й лбап Хазанов 1941. Горькие уроки.