Длинные цепи поставок обнаружили множество уязвимостей в кризисных ситуациях и способствуют росту цен.
Глобальные цепи поставок с начальным звеном в Китае на протяжение нескольких последних десятилетий обеспечивали относительную стабильность на мировых торговых рынках. Товары и комплектующие по низким ценам регулярно поставлялись в страны с высоким уровнем потребительского спроса, а отлаженные международные логистические схемы включали доступные по цене морские перевозки. Доля КНР в мировой торговле достигла 20%.
События последних лет с большой долей вероятности ставят точку в этом сценарии.
Что пошло не так?
Сначала благодаря зарубежным инвестициям в китайскую промышленность стала дорожать прежде дешевая местная рабочая сила.
Затем взаимные амеркано-китайские санкции вынудили бизнес реорганизовать цепи поставок таким образом, чтобы их критически важные звенья располагались не только в КНР, но и в других странах АТР с благоприятными условиями для производства, либо максимально близко к конечному потребителю.
Разразившаяся пандемия COVID-19 обострила проблему: в последнее время цены на международные морские перевозки взвинчены до рекордных максимумов, а дефицит перевозочных мощностей, равно как и ограниченная из-за пандемии доступность рабочей силы для портовых операций еще больше усугубляют ситуацию.
Как следствие, значительно увеличиваются затраты в расчете на каждую единицу товара, цены повышаются, инфляция растет. Глобальные цепи поставок, которые раньше обеспечивали доступность продукции по низкой цене, тем самым сдерживая инфляционные процессы, теперь сами стали катализатором нового витка цен в мировом масштабе.
По мнению ряда экспертов, глобальные цепи показали свою уязвимость и необходимость в фундаментальной трансформации, и стоимость продукции продолжит рост в долгосрочной перспективе, пока цепи поставок не адаптируются к новым реалиям.
В результате нас может ожидать укорачивание логистических цепей, локализация производств и накопление амортизационных товарных запасов. Такие меры приведут к снижению прибыльности бизнеса в краткосрочной перспективе, но повысят отказоустойчивость цепей поставок и надежность производственного процесса в целом.
По прогнозам аналитиков, кризис цепей поставок и последующее восстановление приведут к увеличению разрыва между развитыми и развивающимися экономиками.
Источник: www.multirail.ru
Больше актуальных новостей транспорта и логистики - в блоге ОТК "ЮниТранс" .
Читайте, подписывайтесь и комментируйте - доброе слово и Логоботу приятно!