Найти в Дзене
Tobin Auber

30 дней в яме - 5

5-ая глава

Осталось крайне мало времени.

Надо было отснять живой концерт Ленинграда вечером и наконец попрощаться с ними.

Мы прилетели и сразу отвезли Майкла в отдельную гостиницу.

У нас была новая машина и новый водитель, Саша, приятный молодой человек, где-то тридцати- тридцати пяти лет, на праворуком Лексусе, секонд-хенд из Японии.

У Саши был свой бизнес, как-то связанный с нефтью. Он устроился на съемки чисто ради интереса, но очень мало разговаривал.

Я попросил Сашу отвести меня в кафе поесть, а он сразу пригласил к себе домой и уже через десять минут я сидел у него на кухне и пил чай, пока его жена варила нам пельмени.

А еще через двадцать минут я спал у него на диване.

Вот такое сибирское гостеприимство помню.

На концерте я может быть пил, точно не скажу. Одно — два пива максимум. Но наверно вообще не пил.

Майкл был очень уставшим, опустошЕнным, молчаливым, бледным, полумертвым, что угодно. Но пьяным? Это вопрос. Наверное.

Поскольку это был наш последний съемочный день, и продюсер Сергей Селянов закроет весь проект и остановит съемки именно из-за пьянства Майкла Бина, это ключевой вопрос.

Через год на суде в Калифорнии мы будем внимательно изучать эти кадры и пытаться понять: в кондиции ли наш великий актер? И в какой именно?

С одной стороны, Майклу было нЕчего особенно играть — так, перекинуться парОй фраз со Шнуром за кулИсами, вот и вся сцена.

Но, с другой стороны, ему еще надо было сыграть человека, который стоит в толпе фанатов Ленинграда и охуевает от всей глубины русской души.

И сыграть такое беза всякого допинга.

Кому как, но мне кажется, что это былА творческая задача просто из ада.

В общем, отсняли Майкла и как можно быстрее отвезли его в гостиницу.

С водителем Сашей, мы вернулись обратно на концерт, поднялись на балкон, откуда Балабанов и Астахов продолжали снимать группу.

Мы с Сашей обсуждали музыку Ленинграда.

Я ему долго объяснял, что хорошо отношусь к этой группе и к этим ребятам вообще, но музыка мертвая.

Я рассказал, что сам вырос на группе Madness, которую Ленинград скопировали и обрусели.

Музыканты Madness были из моего района в Лондоне, и некоторые из них учились даже в школе у моей мамы.

И еще я ему говорил о том, что для моего поколения, музыка стиля ска была очень сильно политизирована.

Корни этого движения, так называемый “2 Tone”,  выросли из политической и социальной жизни Англии, из борьбы против расизма.

Для нас было сердце в этой музыке, а не вот этот цирк с этим Шнуром, который где-то между клоуном и моральным акробатом.

Саша сказал, что Ленинград ему тоже не очень.

Я спросил почему.

Он помОрщился, помотал головой и ответил: “Ну, Тобин, это просто… понимаешь … я все-таки вырос на … Модерн Токинг…”

_____________________________________________________________

Утром меня мучило адское похмелье.

Я лежал и страдал в номере в ещё одной гостинице советской постройки, на этот раз помасштабнее.

Кто-то постучал в дверь.

Собрался, открыл дверь, а там директор картины, Ольга Найденова.

Поступили жалобы из соседнего с майкловской гостиницей ресторана.

Поздно ночью, терминатор всех терминаторов пришел в этот ресторан одетым только в белый халат.

Шумно и эмоционально он требовал продать ему несколько бутылок виски и пугал гостей.

Ольга сказала, что надо позвонить Селянову и спросить что делать.

Мы пошли в ее номер.

Комната была маленькая, пять или шесть человек из группы уже сидели на кровати и нервно курили.

Ольга долго не могла дозвониться.

У нее была стопка телефонных карт в целях экономии. Надо было сначала дозвониться до какого-то номера, потом набрать еще какой-то номер пароля с карты, и только потом офисный номер Селянова.

Коротко поговорили.

Селянов спросил меня в каком состоянии Бин. Я рассказал о том, что видел, примерно то что пишу здесь.

Он сказал, что поговорит с Балабановым и перезвонит.

Я пошел в свой номер, лег на кровать, пару часов курил в потолок.

Прокрутил все это кино в голове, и так и этак, по любому выходило все очень плохо.

Дима Зайцев из администрации позвонил: через 20 минут поедем забрать Майкла, положим его в клинику, специальное отделение есть для таких случаев в Иркутске.

Дима человек спокойный и заботливый, сказал, что клиника хорошая.

В гостинице я позвонил Майклу из лобби и он достаточно быстро пришел.

Он выглядел бледным и нездоровым.

Я сказал, что мы волнуемся о его здоровье и сейчас отвезем его в клинику, где о нем позаботятся, и сделают все, чтобы у него всё было хорошо.

Майкл спросил — закрыли картину?

Я сказал, что не знаю, ничего пока не слышал.

Мы ехали в тишине.

Клиника была большая, с большим приемным отделением, солнечная, все было очень прилично и я бы даже сказал стильно.

Очень ясно помню момент, когда мы входили в здании.

Совершенно бредовая сцена.

Вот мы входим в здание, проходим через турникет, и Майкл сразу направляется дальше к регистратУре.

А я вот знаю, как человек, который уже очень глубоко внедрился в культуру и быт России, я прекрасно знаю, что так делать нельзя.

В таком помещении надо обязательно сначала надеть бахилы. А вот я и прав — у окна в большой деревянной коробке они нас ждут.

И вот я -знаток России, гид можно сказать, зову Майкла обратно, и начинаю натягивать бахилы на одну ногу, одновременно неуклюже балансируя на другой, и в процессе этого сложного действия,  начинаю рассказывать о том, что вот тут в России в таких заведениях мы надеваем вот такие вещи — они называются “бахилы”.

Майкл с удивлением смотрел на меня, пока я рассказывал дальше.

В его глазах я читал вопрос: Это что за новый ужас тут у них?

Все иностранцы всегда удивляются, когда впервые их видят. И у каждого уважающего себя гида должна быть заготовлена речь про этих странных русских и их странные обычаи, которые надо соблюдать.

И вот я продолжаю ему рассказывать о том, что мы тут в бахилах, но в квартирах вам дадут обязательно тапочки, и не волнуйтесь у них всегда найдутся специальные для гостей, и на самом деле очень быстро привыкаешь и это очень удобно, в конце концов, а пол-то какой чистой,  но вот эти бахилы в больницах они правда очень смешные, они похоже на гондоны — хахаха! — но тут, у них принято, поэтому извините, но надо.

И вот я стою у турникета, на одной ноге, надевая бахилы, и всю эту байду рассказываю, человеку, который, будем честно, многие считают убил Терминатора, и ко мне приходит великолепное озарение.

Я начинаю понимать, что вот в этой клинике бахилы какие-то очень классные: они черные, из очень приятной на ощупь ткани, и как-то легко их надевать, они фиксируются на таких эластичных лямках, очень хорошо продуманные, и  мне сразу приходит другая хорошая идея — можно с кем-то тут договориться и купить сразу несколько пар за недорого, потому, что я никогда не любил ходить дома в тапочках, а женщина с которой я жил тогда уже задолбала, говорит, что грязь развожу, а вот тут компромисс нашли с этими действительно очень удобными и стильным бахилами.

И пока я Майклу рассказываю дальше о том, что бахилы бывают разные, и вот конкретно эти на самом деле какие-то необыкновенно хорошие, то в ходе всего этого ко мне вдруг приходит еще одна интересная мысль — идея, что очень даже может быть Майклу сейчас абсолютно по хуй эти самые бахилы, он их в гробу видел, это не его тема сейчас, ты лучше заткнись, дебил.

Вот какие у меня были мысли.

Это пример общей бредовости всей ситуации или просто еще одно доказательство хрупкости моей психики я не могу сказать, но в свою защиту я скажу, что свое дело я все-таки сделал.

После длительной паузы Майкл натянул гондоны как миленький, и он у меня даже не рыпался.

Мы прошли через огромное приемное отделение, с кем-то поговорили, поднЯлись на какой-то этаж и нас проводили в маленькую комнатку.

В ней стояли три койки, но все пустые.

Врач — лысый, в очках, с усами, невысокий — вошел и сел на стул рядом.

Очень спокойным, добрым голосом, почти шЁпотом, он заверил Майкла, что не надо ничего бояться, он поможет, и начал задавать Майклу вопросы, которые я переводил.

Майкл отвечал ему тоже шепотом.

Он сказал, что чувствует себя очень плохо, что он в очень нервном состоянии, он всего боится и находится на грани какого-то срыва, и что он начал пить спустя несколько дней, как приехал в Россию.

Врач спрашивал и про историю его алкоголизма.

Майкл рассказал, что у него уже бывали срывы, рассказал про первый эпизод и когда это было. И тут я понял — правда, гораздо позже — что, это объясняет тот очень странный разговор, который был у нас ещё в Нью-Йорке.

Тогда я сказал, что мне очень нравится фильм Ромпер-Стомпер (в России перевели как “Скины”), и я знал, что он работал с режиссером того фильма, Джеффри Райт.

Я тогда попросил Майкла рассказать про него.

Он как-то вроде рассердился и коротко ответил, что ему совсем не нравится этот режиссер, и быстро сменил тему разговора.

Оказалось, что его первый срыв случился на этом фильме с этим режиссером.

Это позже подтвердилось и в суде  — свидетель со стороны обвинения, голливудский агент утверждал, что все в Лос-Анжелесе знали про ту историю и вот почему Бину перестали давать большие роли.

Ни Майкл Бин ни его адвокат против этого не возражали.

Врач внимательно выслушал Майкла до конца и сказал, что сейчас ему помогут лучше себя почувствовать.

Майкл попросил меня сказать врачу, что он чувствует, что тот человек добрый и что он благодарен ему.

Врач отправил Майкла лечь на кушетку, сказал, что медсестра сейчас сделает ему укол, после которого он будет долго спать.

Майкл ушел с медсестрой за занавеску, а я остался с врачом.

Тот прИстально посмотрел на меня сквозь очень толстые линзы.

“А ты как?” спросил врач.

“По-моему хорошо. А что?”

Он подождал.

“Может быть вы остАнетесь и мы и вам тоже поможем?”

Я ответил, что нет, у меня все хорошо и выдержал его взгляд.

Он сказал окей и я пошел проверить Майкла.

Майкл наблюдал, как медсестра пыталась найти вену на его левой руке. Он улыбался.

“Что?” спросил я.

“Ничего, просто это не так делается.”

“Ты хочешь, чтобы я ей что-то сказал?”

Майкл посмеялся. “It’s ok — she’ll get there in the end.”

Медсестра возилась с трубкой от капельницы и тыкала его руку иголкой.

“Вот, сейчас правильно” сказал он с облегчением, радуясь за нее.

Он откинул голову на подушку и улыбался, видимо в ожидании чего-то очень хорошего.

Я не очень знал, что делать или сказать.

“Майк, мне очень жалко, что все так получилось.”

Он сказал, что ничего, всё хорошо, и мы попрощались.

_________________________________________________________________

Я очень коротко помню всего несколько сцен еще до отъезда нашего американца из России.

Помню, как мы съездили с Балабановым на Байкал. Он тогда сказал, что Селянов может быть останОвит съемки, поэтому надо быстро махнуть туда, пока время есть, а то все, отправимся обратно в Питер, и другого шанса может быть не будет.

По дороге — озеро в трёх часах езды от Иркутска — мы обсуждали замену Бина, поиски нового актера, думали, когда снова начать съемки, и так далее.

Я был абсолютно спокоен потому, что я знал на сто процентов, что никакого продолжения проекта не будет.

Байкал не очень интересовал меня тогда, я был очень городским человеком, и в любом случае там было нечего смотреть — стоял такой густой туман, что еле-еле был виден кусок воды в ста метрах от берега.

Мы вышли из машины, походили туда-сюда немножко, купили копченую рыбу у бабушек, которые стояли в ряд и ждали нас, и поехали обратно.

Помню, что в какой-то момент Селянов сам прилетел в Иркутск и мы с Балабановым и Астаховым встретили его в аэропорту.

Остановили машину чуть-чуть не доезжая до гостиницы, чтобы решить, что делать.

Это был очень напряженный и очень тяжелый разговор.

Селянов сказал, что он останавливает съемки.

Для него ситуация была катастрофическая.

Кино — это один из самых рискованных бизнесов в мире.

Фактически, за несколько месяцев, ты полностью отстраиваешь очень дорогой завод.

Но если не заканчиваешь стройку настоящего завода, у тебя хотя бы остается землЯ под заводом, остается здание, которое ты уже частично построил, остается строительная техника и купленные кирпичи и так далее.

Но если не заканчиваешь съёмки фильма, то проЯвленная пленка абсолютно никому не нужнА и ее можно просто выкинуть.

И это был уже третий такой случай для Селянова подряд.

Первым стал балабановский фильм Река, когда главная актриса погибла в автокатастрофе в середине съемочного процесса. Остальные пассажиры — Надя Васильева, Астахов, сам Балабанов и Марина Липартия, его помощница и монтажер — выжили чудом.

Потом был бодровский фильм Связной, когда почти вся съемочная группа погибла в кармадонском ущелье.

И вот уже третья картина у Селянова плохо кончилась.

Он сказал, что отправляем всех домой, и что он будет судиться с Бином за возврат денег, которые тот уже получил и за компенсацию всех потерь из-за его пьянства.

Я сказал, от этого судА вЫиграют только юристы.

Скорее всего Селянов ничего не ответил на это. У него такой стиль. Ответа по крайней мере я не помню.

Он сказал, что может быть, чтобы сэкономить, отправим всех домой на поезде, законсервируем объекты, которые художники уже построили на Байкале, найдем замену Бина и начнем снова.

Верил ли он, что действительно так и будет я не знаю.

Балабанов и Астахов начали обсуждать когда лучше начать съемки снова, как строить график по другому, может быть начать не в Нью-Йорке а в Сибирии, и так далее.

Деталей я не помню. Меня тошнило от всего этого и я был уверен, что ничего этого не будет.

“Тобин, а ты что скажешь?” спросил Селянов.

Я сказал, что мне Бина жалко.

Селянов заорал на меня: “А почему тебе меня не жалко? Или Лешу? Или, я не знаю, Шульца?”

Я ему тоже не ответил.

Я не смог сказать им, что я думал с самого начало этого фильма, с момента, когда я первый раз прочитал сценарий, что только очень больной человек смог бы согласиться на эту роль, и мне таких жалко.

Вместо моего ответа было очень длинное, очень тяжелое, очень болезненное молчание.

Астахов мужчина железных нервов. Я это знал — он жил с моей бывшей тещи.

Это он заговорил первым.

“Ребята, вы представляете как группа сегодня забухает?!?”

_______________________________________________________________

И я даже смутно помню, как мы вечером забухали.

Мы были в каком-то темном кабаке или в клубе при гостинице, Шнур и Ленинград еще были с нами, и мы с Чадовым убрались тогда в хлам.

Помню еще две картины.

На следующий день мы прилетели в Москву.

Не помню, кто еще был с нами, но я, Селянов и Бин летели вместе на самолете.

У Селянова не было с собой багажа, и как сразу открыли дверь самолета он быстро ушел широким шагом, хмурясь в тихой ярости, и больше его не видели.

Мы с Бином ждали багаж и прощались в аэропорту — у него была пересадка в Нью-Йорк, у меня в Питер.

Бин уже начал сердиться, он что-то бормотал про профсоюз, про любительские съемки, про алчность продюсера, про несправедлИвость, про права трудящихся, все в таком духе.

Он ушел очень недовольный по коридору одного московского аэропорта и я махал ему рукой на прощанье.

Последнее что я помню — я стою один у входа в другой московский аэропорт, не помню какой, стою на тротуаре и жду свой самолет домой в Питер. На улице снег и слякоть, злые таксисты подъезжают и отъезжают туда — сюда. Я курю сигарету за сигаретой без остановки и все прокручиваю в голове кино, которое мне только, что показали, и пытаюсь понять, что случилось и какая моя роль в этом.