Автор: Николай Чувиков
Ну, наверное, это было ожидаемо. Die Apokalyptischen Reiter никогда не были группой ординарной и редко придерживались какого-то единого жанра. За всю их карьеру их бросало то в Melodic Death Metal, то в Thrash Metal, то в Neue Deutsche Harte (лень умлаут искать), то в немудрёный прогрессив, который может и не становился искрой революции, но держал в тонусе их достаточно многочисленных поклонников. Никто никогда не знал, что можно ожидать от нового лонгплея Die Apokalyptischen Reiter, и это только шло немцам на пользу - да, у музыкантов всегда хватало своих критиков и даже ненавистников, но такие замечательные лонгплеи как "Samurai" и "Tief.Tiefer" являются стабильными доказательствами их неудержимой фантазии и композиционной компетенции. Однако в нашем с вами 2021 году Die Apokalyptischen Reiter решили с головой погрузиться в экспериментальные дебри современной музыки и выпустили чрезвычайно противоречивый "The Divine Horsemen".
И да, пока я прохлаждался в отпуске и рассуждал на тему бытия человеческого, мир почитателей творчества группы уже успел разделиться на два лагеря - одни утверждают, что это худший альбом коллектива за всё время его существования, в то время как другие с пеной у рта доказывают то, что лонгплей сей нужно просто "понять". Скажем так - многие интернет критики даже умудрились окрестить "The Divine Horsemen" титулом "Lulu в интерпретации Die Apokalyptischen Reiter" - да, всё настолько любопытно. Я бы, конечно, не стал так далеко заходить в своих интерпретациях, но да - эту запись сможет выдержать и выслушать отнюдь не каждый меломан. Причём дело здесь не в том, что она сложная и/или закрученная в структурном и композиционном плане - дело, скорее, в том, что на ней практически нет никакой динамики.
Альбом длится примерно 80 минут (да, серьёзно - однако спасибо за один диск: по моей информации музыканты записали материала аж на 500 минут, так что они вполне могли бы огорошить нас и более длинной работой), а песни на нём либо проносятся мимо на сокрушительной скорости ("Salus" или "Nachtblume"), либо тянутся подобно застрявшей в зубах ириске "Ледокол" ("Inka" или "Duir"). Получается эдакий тест на концентрацию внимания - сначала музыканты усыпляют своими перетянутыми мелодиями и ведущими-в-никуда инструментальными партиями, а потом буквально ошарашивают трэшевыми скоростями, блэк-металлическим вокалом и форменной оглушающей стеной шума. Причём воспринимается всё это не как единая и логичная конструкция, где каждая песня дополняет следующую, а как настоящая чертова мешанина, чрезвычайно несбалансированная и лишённая какой бы то ни было инклюзивности.
Конечно, при этом я не могу не воздать хвалы амбициозности музыкантов - "The Divine Horsemen" является по-настоящему индивидуальной и неординарной работой, которая не только сочетает в себе целую плеяду жанров, но и использует сугубо экспериментальный подход. Невооружённым глазом видно, что ребята из Die Apokalyptischen Reiter вложили в альбом свои души и сердца, а также все свои накопившиеся идеи, но только связать всё это дело во что-то удобоваримое оказалось не так и просто, как оно может показаться на первый взгляд. Ведь нет ничего особенно сложного в том, чтобы записать сложный и серьёзный альбом - гораздо сложнее сделать так, чтобы он слушался как настоящее музыкальное произведение, которое трогает человеческое нутро. "The Divine Horsemen" же утомляет прежде чем удивляет, и это является чрезвычайно серьёзной проблемой.
Многие слушатели с довольством указали на тот факт, что это первый альбом Die Apokalyptischen Reiter, на котором они "записали действительно серьёзную музыку, без каких-либо присущих им шуток-прибауток и клоунады". Это утверждение действительно правдиво, и может быть некоторым поклонникам группы это и нужно было, но только вот лично я считаю, что лишившись своего бредового чувства юмора, группа лишилась своей сущности. То же можно сказать и про их врождённую энергетику, которая красной линией проходила через все их лонгплеи - тут её и днём с огнём не найти. Вот если бы Die Apokalyptischen Reiter записали тот же самый альбом, но только не лишаясь своих врождённых качеств, то ему бы цены не было.
В нынешнем же формате "The Divine Horsemen" воспринимается как интересный и оригинальный, но чрезвычайно ущербный и тоскливый эксперимент. Не каждой группе удаётся найти себя в формате более сложной, авангардной и экспериментальной музыки, и на данный момент у меня есть подозрение, что Die Apokalyptischen Reiter будет лучше вернуться в свою комфортную юдоль.