Рано или поздно наступает момент, когда ребёнка надо отпустить — дать ему возможность начать жить самостоятельной жизнью. Как его к этому подготовить? Приводим советы для родителей из книги «Самое ценное».
Рассказывайте о решении своих проблем
Например, если вы в последний момент узнаёте, что костюм, который вы планировали надеть на важную презентацию, все еще в химчистке, в нескольких словах сообщите детям, что вы чувствуете (вероятно, разочарование) и как решили проблему (глубоко вздохнули, а потом нашли что-нибудь другое в гардеробе). Пусть дети знают, что незначительные разочарования — часть повседневной жизни, но, если зацикливаться на них, это мешает находить решения.
Нет верного решения
Учите детей тому, что для большинства проблем не существует единственно верного решения. Иногда быть находчивым значит повозиться над чем-то, иногда — сделать перерыв, иногда — придумать что-нибудь самому, а иногда — посоветоваться с кем-то еще.
Учите детей успокаиваться
Научите ребенка успокаиваться (закрыть глаза, сделать вдох, сосчитать до десяти, выйти на улицу и прогуляться), чтобы выбор не был продиктован эмоциями. Неумение контролировать эмоции — враг находчивости. Холодный ум способен распределять ресурсы гораздо лучше, чем взволнованный.
Создавайте сложности, но не переусердствуйте
Придумайте какую-нибудь небольшую задачу. Например, перед тренировкой вы всегда привозите своей двенадцатилетней дочери еду для перекуса. Время от времени не делайте этого. Скажите ей накануне вечером, что она должна будет сама приготовить себе еду. Пусть она выяснит, как раздобыть банан и сок (принести из дома, купить). Следите, чтобы такие задачи соответствовали возрасту. Покажите, как вы довольны, когда она придумает решение.
Уважайте интересы
Помните, что у детей может быть много преходящих интересов, а может возникнуть один особый интерес, который будет сохраняться годами, если не всю жизнь. Помните, что это их интересы, а не ваши. Возможно, страсть сына к музыке хеви-метал мешает вам сосредоточиться. Купите наушники (ему или себе!) и посмотрите, куда его приведет интерес к музыке.
Об ограничениях
Если вы постоянно и быстро уступаете требованиям ребенка и не умеете устанавливать ограничения, то он, скорее всего, будет считать, что так и должно быть. Если он ничего не хочет, тогда ему не к чему стремиться, у него не будет желаний и возможности почувствовать себя счастливым, когда желание исполняется. Конечно, ваши дети будут сравнивать себя с другом, которому «дают все», но для них гораздо полезнее испытывать волнение и энтузиазм от поставленной цели и работы по ее достижению.
Помогите увидеть смысл в тяжелом труде
Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Кто же захочет вступить в этот клуб? Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.
Не перегружайте
Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы от затраченных усилий не будет. Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему. Поговорите с учителями ребенка, если объем его домашней работы кажется чрезмерным.
Умеренные страдания
Позвольте ребенку испытать умеренные страдания. Нужно не мешать детям сталкиваться со все более сложными проблемами, с которыми они могут справиться — или почти справиться. Одна из самых болезненных сторон воспитания детей — видеть, что ребенку трудно, и сдерживать порыв ему помочь. Ваш третьеклассник забыл домашнее задание на кухонном столе и злится, что вы не принесли его в школу, и он получил два, несмотря на то что выполнил его. Не звоните учителю и не объясняйте ситуацию. Детям нужны «успешные неудачи», то есть те, которые служат укреплению навыков преодоления трудностей. Забытое домашнее задание в третьем классе — терпимый провал для маленького ребенка.
Восхищайтесь достижениями детей
Покажите, что вы цените способность ребенка «идти против толпы». Первый раз, когда он говорит: «Все... (заполните пропуск по вкусу: списывали, пили, курили), но я подумал, что это неправильно», — это случай, достойный небольшого празднования. Попытки ребенка контролировать себя, независимо от того, сумел ли он не ударить друга, отобравшего его любимую игрушку, или отказалась ли она заняться сексом со школьным красавчиком, заслуживают вашего тихого восхищения. Не переоценивайте свой вклад; такие моменты должны полностью принадлежать вашему ребенку.
Из книги «Самое ценное»